Интервью с Аркадием Белозовским. Часть 3. Родина

В прошлые выходные мы разместили две части большого интервью с неслышащим американцем Аркадием Белозовским. В первой части Аркадий рассказывал, как он учился в школе, как его обижали сверстники за то, что он другой национальности, и каким образом Аркадий покинул СССР. Во второй части Аркадий Белозовский рассказывал о том, как ему пришлось адаптироваться к новым условиям в США.
 
Сегодня, в третьей части, Аркадий рассказывает о Родине, о том, тяжело ли было ему возвращаться в Россию после долгого отсутствия, общаться с теми, кто его в детстве обидел.
 
«За все эти годы я должен был простить всех, забыть плохое, но это сделать было трудно. Время шло, обида проходила медленно. Обида во мне жила 15 лет точно...» – рассказывает Аркадий. Удалось ли ему увидеть своих друзей и простить всех? Свою трогательную историю Аркадий рассказал журналистам в интервью сайту «Глухих.нет». Приятного просмотра! Через неделю, в выходные дни, смотрите четвёртую часть видеоинтервью! Ждите!


Нам важно ваше мнение! Пишите комментарии и присоединяйтесь к нам в социальных сетях: ВКонтакте, Twitter, Instagram, YouTube, Facebook.
Афиша мероприятий на август 2015 г. от Павла Родионова

​​«Глухих.нет» представляет четвёртый выпуск рубрики «АФИША», которую ведёт известный актёр театра Мимики и Жеста, неслышащий режиссёр Павел Родионов. В этой рубрике П. Родионов каждый месяц рассказывает о предстоящих крупных событиях в мире глухих.
 
Четвёртый выпуск посвящён событиям в АВГУСТЕ месяце не только в российской столице, но и в мире. Какие международные мероприятия лучше посетить и куда пойти в Москве? Ответы на все эти вопросы – в «АФИШЕ» Павла Родионова. 
 
Сегодня в выпуске:
 
  • С 4 по 14 августа 2015 года. в Турции пройдёт Фестиваль глухих «Горячее лето – 2015». Организаторы обещают, что праздник пройдёт на достойном уровне. Подробная информация здесь
  • В Москве открылась масштабная выставка, посвящённая 150-летию невероятной сказки «Алиса в стране чудес». Для глухих сделали специальные цены на следующие даты: 7, 14, 21, 28 августа 2015 года. Информация тут:
  • С 17 по 22 августа 2015 года в городе Сан Антонио (штат Техас, США) состоится чемпионат мира по плаванию среди глухих.
  • Интернет-портал «Глухих.нет» продолжает приём заявок на участие в третьем уникальном интернет-конкурсе видеоклипов песен на русском жестовом языке! Приём заявок на участие осуществляется до 13 сентября 2015 года.you
 
Приятного просмотра! До встречи на следующих выпусках на сайте «Глухих.нет»!


Нам важно ваше мнение! Пишите комментарии и присоединяйтесь к нам в социальных сетях: ВКонтакте, Twitter, Instagram, YouTube, Facebook.
Украинка победила на международном конкурсе красоты для глухих

Украинка Наталия Белан одержала победу в конкурсе «Мисс неслышащая красавица мира 2015» (Miss Deaf World 2015).

«В июле этого года в городе Праге (Чешская Республика) состоялся конкурс "Мисс и Мистер глухие мира" (Miss and Mister Deaf World), в котором принимала участие студентка 2-го курса Киевского колледжа легкой промышленности Наталья Белан. Девушка была удостоена почетного высшего титула "Мисс неслышащая красавица мира 2015», – сообщает сайт MigNews. Отметим, что самым красивым мужчиной среди глухих был признан колумбиец Камило Вилориа Арриета


Наталья Белан очень гордится, что именно она представляла свою страну и Украинское общество глухих на конкурсе мирового уровня, и завоевала почетное звание самой красивой девушки мира. Помимо наивысшего титула девушка завоевала на конкурсе также «Мисс зрительских симпатий». Стоит отметить, что данный конкурс проходит уже 15 лет подряд.

К сожалению, Россия в этом году не приняла участие в данном конкурсе.


Нам важно ваше мнение! Пишите комментарии и присоединяйтесь к нам в социальных сетях: ВКонтакте, Twitter, Instagram, YouTube, Facebook.
«Глухих.нет» посетил Шоу-рум фонда «Мир и любовь»

В мае 2015 года в Москве открылся благотворительный Шоу Рум, где покупатели могут приобрести недорогие вещи, игрушки и продукты. Интересно, что в магазине кассы нет, деньги покупатели кладут в терминал, а сдачу получают на счёт мобильного телефона.
 
В небольшом магазинчике в центре Москвы продают платье за 333 рубля, обувь за 200 рублей, шоколадки и игрушки – тоже по сниженным ценам.
 
Деньги, полученные от продажи, идут на содержание и развитие различных проектов Фонда «Мир и любовь».
 
Напомним, именно этот Фонд организовывает каждую осень фестиваль «Peace and love: Мир глухих» в Сокольниках, посвящённый Международному дню глухих.
 
Шоу Рум расположен по адресу: м. Красные ворота, ул. Новая Басманная, 7, офис 10, время работы: с 10:00 до 20:00 по будням Ждём вас!


Нам важно ваше мнение! Пишите комментарии и присоединяйтесь к нам в социальных сетях: ВКонтакте, Twitter, Instagram, YouTube, Facebook.
Кубанские легкоатлеты взяли все три медали чемпионата Европы среди глухих

Девятый чемпионат Европы по легкой атлетике среди глухих спортсменов завершился в польском городе Быдгощ. Кубань на соревнованиях представляли трое спортсменов. Все они вернулись домой с медалями.

Как сообщает в пресс-служба министерства физкультуры и спорта Краснодарского края, сразу четыре медали завоевала сильнейшая кубанская спортсменка, сурдлимпийская чемпионка Марина Гришина из Павловского района. На счету Марины три золотые и одна серебряная медали, а также рекорд мира и рекорд Европы.

«Золото» Европы и рекорд мира Марина завоевала в эстафетном беге 4х100 метров в составе сорной России. Вместе с Еленой Бодякиной, Оксаной Климовой и Ксенией Головиной Марина пробежала дистанцию за 47,21 с, обновив лучшее мировое достижение. Рекорд Европы Гришина установила в прыжках в длину, прыгнув на 6 м 4 сантиметра. В беге на 100 метров у Гришиной также золотая медаль с результатом 12,32с. А в тройном прыжке павловчанка уступила первое место белорусской прыгунье Маргарите Гралко. На третье месте здесь еще одна кубанская спортсменка Анджела Алемсеитова из Краснодара.

Две медали на счету представителя краевой столицы Алана Тыщенко. Алан выиграл забег на 400 метров с барьерами, попутно установив рекорд чемпионатов Европы. А серебряную медаль Тыщенко завоевал в беге на 110 метров с барьерами.

Таким образом, на счету кубанских легкоатлетов 4 золотые, 2 серебряные и 1 бронзовая медали.

Источник: RuFox
Глухим мигрантам на экзамене покажут больше картинок

С 10 июня в пунктах обязательного тестирования иностранцев начнут принимать экзамен по русскому языку, истории и основам права у глухих мигрантов. О том, что совместно с Минобрнауки были разработаны специальные варианты для иностранцев с ограниченными возможностями, «Известиям» рассказала проректор по работе с иностранными студентами РУДН Анжела Должикова. На прохождение теста для легального трудоустройства, получения вида на жительство или разрешения на временное проживание в России глухим мигрантам вдвое увеличат время — на русский язык дается два часа, на историю и основы законодательства выделят час. А также из обязательного экзамена по русскому языку уберут часть сложных вопросов, аудирование и устное собеседование. 

Как пояснили в РУДН, концепция тестирования глухонемых мигрантов была утверждена в рамках заседания методической комиссии с Минобрнауки в преддверии международной научно-практической конференции «Русский язык и проблемы социокультурной адаптации иностранных граждан в РФ», которая состоится 5 июня.

Необходимость разработки и внедрения отдельного формата для глухих мигрантов объясняется несколькими факторами. Во-первых, тест по русскому языку включает в себя пять субтестов, среди которых устное собеседование и аудирование. Соответственно, эти части глухие сдать не смогут, поэтому мы исключили их из экзамена. Также важно понимать, что во время разговора на языке жестов иностранцы не используют падежные окончания, предлоги и местоимения — настолько их язык специфичен. В связи с этим необходим и отдельный регламент проведения теста, и специальные варианты, — пояснила Должикова.

Как рассказала представитель РУДН, увеличение в два раза времени на прохождение обязательного тестирования обусловлено тем, что мигранты с ограниченными возможностями медленнее воспринимают информацию.

На русский язык будет выделено два часа (обычный экзамен длится час). Из пяти обязательных субчастей для глухих остались только три: лексико-грамматическая часть, чтение и письмо. В лексико-грамматической части, так же как и в обычном формате, будет 20 вопросов, в чтении — 10 вопросов. Письменная часть представляет собой анкетирование, в котором мигрантам надо ответить на вопросы об имеющемся опыте работы, специальности, месте проживания и т.д., — сказала Должикова. — Также по 10 вопросов, как и в обычных вариантах, будет в модуле по истории России и основам права. На прохождение этих двух тестов выделен час (обычный экзамен полчаса). При этом будет больше иллюстративных вопросов — изображения флагов, зданий, денежных купюр.

Должикова пояснила, что требования к прохождению теста будут ровно такие же: для получения разрешения на работу нужно будет правильно ответить на половину вопросов теста. Стоимость комплексного экзамена для глухих мигрантов будет такой же, как и для остальных.

Сейчас стоимость комплексного экзамена по русскому языку, истории и основам законодательства для мигрантов, которые хотят получить разрешение на работу в России, составляет 4,9 тыс. рублей. Иностранцы, которые рассчитывают получить вид на жительство или разрешение на временное проживание, должны заплатить за тест уже 5,3 тыс. рублей.

Представитель РУДН добавила, что мигранты должны будут предоставить медицинскую справку о наличии соответствующего отклонения, полученную в России.

Преподаватели, которые принимают экзамен, пройдут дополнительное обучение по правилам общения с людьми с ограниченными возможностями, — уточнила Должикова. — Также мы планируем, что при возникновении конфликтных ситуаций будем прибегать к помощи сурдопереводчиков.

Также в РУДН отметили, что приоритетными вопросами в этом году также являются разработка вариантов комплексного экзамена для слепых мигрантов, приезжих с сильным нарушением слуха и страдающих ДЦП.

В УФМС по Москве подтвердили, что случаи, когда мигранты с ограниченными возможностями обращаются за получением разрешения на работу или вида на жительство, были и есть.

В большинстве случаев речь идет о членах семьи работающего мигранта, которых он привозит в Россию. Однако есть и те, которые приезжают сюда на заработки, несмотря на ограничения по здоровью, — пояснил представитель УФМС.

При этом другой собеседник «Известий» в ведомстве отметил, что на лечение мигрантов и так тратятся деньги из бюджета, в то время как лучше было бы задуматься о помощи своим гражданам с ограниченными возможностями.

Консультант информационно-ресурсного центра Бюро Международной организации по миграции (МОМ) Турсуной Алимардонова рассказала, что глухие мигранты работают во многих сферах, в том числе в строительстве и ЖКХ.

Недавно за помощью обращался глухой гражданин Таджикистана. Так получилось, что после смерти своего отца он влез в большие долги и ему пришлось ехать на заработки в Россию. По специальности он плотник, устроился на стройку, однако зарплату ему не выплачивали несколько месяцев. По его словам, в аналогичную ситуацию попал и его знакомый, который работает дворником, — рассказала Алимардонова. — Пострадавший от действий работодателя таджик объясняется на языке жестов, его слова для нас переводил друг. Сейчас с ними работают юристы миграционной службы Таджикистана в России, чтобы добиться выплат.

Председатель Профсоюза трудящихся мигрантов Ренат Каримов отметил, что необходимо, чтобы у всех категорий мигрантов была возможность сдать экзамен и получить правовой статус.

Стоит учитывать, что мигранты с ограниченными возможностями еще более уязвимы перед работодателями. Ведь им сложнее отстоять свои права и найти того, к кому они могли бы обратиться за помощью, — сказал Каримов.

Между тем президент международного альянса «Трудовая миграция» Николай Курдюмов сомневается в том, что такой экзамен будет пользоваться спросом.

Мы ни разу на практике не сталкивались с мигрантами с ограниченными возможностями, которые приезжают в Россию работать. Поэтому не особо понятно, кто будет сдавать этот экзамен, — считает Курдюмов.

В необходимости вариантов для мигрантов с различными ограничениями по здоровью сомневаются и общественники.

C одной стороны, мы, конечно, должны учитывать мигрантов с ограничениями по здоровью. Но необходимо проанализировать, какие рабочие места они занимают, потому что даже гражданам РФ с ограниченными возможностями трудно устроиться на работу. И важно, чтобы такие места в первую очередь отдавали им, а не мигрантам, — отметил председатель президиума общероссийской организации «Офицеры России» Антон Цветков. — По своему роду деятельности мы часто сталкиваемся с трудящимися мигрантами и пока на практике не встречали случаев, когда работают глухие или слепые приезжие. В связи с этим интересно, какой статистикой обладает профильные органы и какие средства тратятся на разработку таких адаптационных программ.

Напомним, что поправки в закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» вступили в силу в начале 2015 года. Для легального трудоустройства, получения разрешения на временное проживание или вида на жительство всем приезжим с 1 января 2015 года необходимо пройти тестирования по русскому языку, основам права и истории РФ. Те иностранцы, которые успели получить разрешение на работу до вступления в силу поправок, могут работать в России до конца срока действия патента.

Избежать проверки знаний смогут только ограниченно дееспособные и недееспособные лица, подростки до 18 лет, мужчины старше 65 лет и женщины старше 60 лет, а также участники программы переселения соотечественников, высококвалифицированные специалисты и студенты очной формы обучения.
Глухая гитаристка из Челябинска покорила Польшу

Глухая челябинская гитаристка Марина Рудакова покорила своей игрой всю Польшу.

Челябинская студентка Марина Рудакова с успехом представила Россию на I международном музыкальном фестивале детей, молодежи и взрослых людей с нарушениями слуха «Ритмы улитки», который на днях завершился в концертном зале имени Витольда Лютославского в Варшаве.

Этот музыкальный фестиваль основан профессором Хенриком Скаржиньским. А необычность его в том, что участники конкурса страдают различными расстройствами слухового аппарата. Фестиваль, на который была приглашена юная челябинская гитаристка, проводит в Польше Институт физиологии и патологии слуха в городе Варшаве. В рамках конкурса для одаренных людей с проблемами слуха проходят музыкальные семинары и гала-концерт, организованный Польским радио имени Витольда Лютославского. Как рассказала «ЮП» мама талантливой гитаристки Наталья, жюри конкурса поразил высокий уровень профессионализма исполнения Марины.

По словам Натальи, ее дочь была глухой с рождения. Около семи лет назад была проведена операция по внедрению кохлеарного импланта. После этого девочка смогла открыть для себя волшебный мир звуков. Несмотря на свой недуг, девочка успешно занималась рисованием. А свой первый серьезный музыкальный опыт приобрела в челябинской детской школе искусств № 2.

Сегодня Марина — студентка факультета изобразительных искусств ЮУрГИИ имени П. И. Чайковского.

Интервью с талантливой гитаристкой читайте в одном из ближайших номеров нашей газеты.
Интервью с Аркадием Белозовским. Часть 2. Адаптация

В прошлые выходные мы разместили первую часть большого интервью с неслышащим американцем Аркадием Белозовским, точнее эмигрантом из СССР. Аркадий родился в городе Харькове, и его жизнь была очень непростой.
 
В первой части Аркадий рассказывал, как он учился в школе, как его обижали сверстники за то, что он другой национальности, и каким образом Аркадий покинул СССР. Сегодня, во второй части, Аркадий Белозовский рассказывает о том, как ему пришлось адаптироваться к новым условиям в США, сравнивает российскую и американскую системы образования.
 
Кто умнее: глухие или слышащие студенты? Сложно ли научиться «американской улыбке»? Уважают ли глухих эмигрантов в Америке? Ответы на все эти вопросы Аркадий дал журналистам в интервью сайту «Глухих.нет». Приятного просмотра! Через неделю смотрите третью часть видеоинтервью! Ждите!
 

Нам важно ваше мнение! Пишите комментарии и присоединяйтесь к нам в социальных сетях: ВКонтакте, Twitter, Instagram, YouTube, Facebook.
В Мурманске обучат жестовому языку

Пройти обучение жестовому языку можно в Психолого-педагогическом институте Мурманского гуманитарного университета (ул. Егорова, 15). Курс повышения квалификации называется «Основы сурдоперевода».

Обучение жестовому языку организовано Министерством труда и социального развития Мурманской области совместно с МГГУ в рамках программы «Доступная среда» в 2012 году. Курс обучения освещает вопросы структуры жестовой речи и ее функционирования в коммуникативной деятельности глухих и слабослышащих. Специалисты получают знания об основах дактилологии, этике общения с глухими людьми, изучают дактильный алфавит, осваивают два языка – калькирующий и русский жестовый язык. По окончании вручаются удостоверения о повышении квалификации.

Дополнительную информацию можно получить в Психолого-педагогическом институте по телефону 21-38-12 (Ольга Сергеевна Шалина).
Московская областная футбольная команда глухих просит оказать благотворительную помощь

В Министерство потребительского рынка и услуг Московской области обратилась Региональная общественная организация инвалидов «Федерация спорта глухих Московской области» с просьбой оказания благотворительной помощи сборной команде Московской области по футболу, участвующей в Чемпионате России по футболу, который будет проводиться с 28.09.2015 по 10.10.2015 в г. Астрахань.

В связи с этим Министерство потребительского рынка и услуг Московской области просит рассмотреть возможность оказания финансовой помощи указанной организации и  в случае положительного решения  сообщить в адрес общественной организации (г. Коломна, ул. Лажечникова, д. 1, Дом культуры ВОГ, тел. 8-49661-28786) и в Министерство потребительского рынка и услуг Московской области посредством электронной почты: .
«Горячее лето – 2015» обещают провести на достойном уровне

На сайте AzDeaf.Net размещено видеообращение от Григория Григоряна, одного из трёх организаторов фестиваля «Горячее Лето – 2014».
 
Григорий Григорян – президент Армянского общества глухих, технический директор международного комитета спорта глухих по борьбе. В своём видеообращении он рассказывает, как проводился прошлогодний фестиваль «Горячее лето – 2014», какие были трудности в организации.
 
Во второй части видеообращения Григорий Григорян поднимает тему о проблеме с получением денег за купленные авиабилеты, которые потом люди так и не получили. Г. Григорян извиняется за то, что помощник, который вызвался помогать с оформлением авиабилетов, подвёл всех, в то же время он просит каждого пострадавшего разбираться с этим человеком лично.
 
Сам фестиваль в этом году «Горячее лето – 2015» пройдёт в Турции, и Григорий Григорян пообещал, что фестиваль будет проведён достойно и просит людей не переживать. Кроме того, планируется проведение «Горячего лета» и в 2016 году, на этот раз его хотят провести, предположительно, в российском городе Анапа.

Cамосознание глухих или поиск своего глухого «я». Иллюстрация – Global Deaf Connect, автор – глухая художница Nancy Rourk.

Откуда и что означает популярное в мире понятие Deafhood.

Недавно в разговоре мой муж поинтересовался, сколько в России глухих людей и, услышав статистику, пораженно воскликнул: «Это же целая нация!». На самом деле, глухие, говорящие на жестовом языке, образуют целое языковое меньшинство, которое намного больше других национальных и языковых меньшинств нашей страны. Но есть и другая сторона: сам того не осознавая, мой муж затронул вопрос самоидентификации глухих, и понимание, что глухие представляют собой некую «глухую нацию» – не ограниченный национальностью народ, обладающий неким единым внутренним центром, общим самосознанием глухого человека.

После 12 Международной Конференции по языкам меньшинств в интервью на радио на вопрос о национальной принадлежности глухая Иоханна Меш ответила: «Я глухая, вот моя национальность». Подобное понимание глухих не является чем-то новым, однако в силу различных исторических причин, о которых мы скажем позже, в обществе уже долгое время царят совсем иные представления о глухих.  

Типичное отношение общества к глухим в наше время, как правило, основано на одном из двух представлений. Многие воспринимают глухих и слабослышащих людей с медицинской позиции: глухота – это отклонение от «нормы», болезнь, которую надо лечить, а при невозможности лечения человек причисляется к категории «инвалид», которого надо пожалеть и которому надо помочь, т.к. болезнь ограничивает его, делая неспособным дать что-то обществу. Другие относятся к глухим с социальной позиции: в то время как физические ограничения есть, причиной неспособности глухих вести полноценный образ жизни является не сама глухота, а социальное неравноправие общества. С этой точки зрения глухие – притесняемая социальная группа людей, которая сможет вести полноценную жизнь в обществе, если будут ликвидированы социальные ограничения и ограничения окружающей среды. В то время, как вторая позиция может показаться «правильнее», оба эти взгляда весьма ограничены: медицинское вмешательство хоть и бывает нужным и может помочь, иногда может причинить больше вреда, чего уж говорить о самом понятии «отклонения от нормы»? Но полной инклюзии глухих в общество не достичь и дверными свето-звонками, разными гаджетами с текстовыми функциями, и даже полным обеспечением глухих переводчиками жестового языка в каждой жизненной ситуации. Нужно нечто большее, нужна замена негативного представления в обществе о глухих («нарушение слуха», «ограничение возможностей», «отклонение от нормы») и развитие позитивного самосознания глухих.

Об этом все шире и шире начинает говорить всемирное сообщество глухих, которое склонно рассматривать глухоту как «особенность», а не как «ограничение» или «инвалидность». Таким образом глухие это не просто слышащие, лишенные слуха. Об этом свидетельствуют названия многих последних статей о глухих: «Быть глухим мало связано с ушами» (Berbrier, Mitch «Being Deaf has little to do with one's ears») и «Глухота – не инвалидность».

За последние двадцать лет все больше слышны призывы к уважительному отношению к глухим как к уникальному народу, обладающему неповторимыми дарами и способностями, во многом благодаря и работе глухого британского исследователя и писателя Пэдди Лэдда. В своей книге «Понимание культуры глухих: поиск своего глухого «я» (Paddy Ladd «Understanding Deaf Culture – in search of Deafhood», 2003) Лэдд говорит о необходимости бросить вызов существующим притеснениям глухих через обращение к истории культуры глухих и стремление найти ответы на такие философские вопросы как: «Что значит быть глухим?» Лэдд называет это ёмким английским словом «Deafhood», «поиском своего глухого «я» в самом широком смысле» и стремится найти его исторические примеры проявления в эпоху до «орализма», нанесшего самосознанию глухих сильнейший вред.

Слава Богу, сохранились исторические записи некоторых речей глухих о том, «Что значит быть глухим?», «Кто мы и почему мы существуем на земле?» «Какова наша роль здесь, на Земле?», порождавшие позитивный взгляд слышащих на глухих и глухих на себя самих. Наиболее выдающимся примером подобных речей являются печатные записи речей французских глухих Бертье (Berthier) и его соратников, которые в 1930х годах начали проведение так называемых «Парижских банкетов». «Парижские банкеты» – недолговечное, но очень важное движение сопротивления «аудизму» и «орализму», процветавшее в начале XIX века.

Бертье и его соратники были убежденными защитниками того, что мы сегодня называем билингвистическим образованием и активно противостояли Парижской школе глухих, которая уже делала первые шаги перехода к оралистской системе обучения. Именно для противостояния этому переходу группа Бертье стала проводить эти ежегодные банкеты, на которые приглашалась пресса («Парижские банкеты»). Банкеты стали настолько популярны, что глухие приезжали для участия в них даже из Соединенных Штатов (и это в век ограниченной международной коммуникации!). На банкетах произносились речи на жестовом языке, и в них явственно просматривалось повышенное осознание своего «я» и самосознания глухого сообщества (по большей части утерянные в последующий век орализма). Тон этих выступлений весьма впечатляет: «[Жестовый язык] легко преобладает надо всеми отдельно взятыми ограниченными языками говорящего сообщества…Наш язык объединяет все нации, весь земной шар».

Бертье с соратниками ясно подчеркивали свой онтологический статус: «Язык глухонемых, этот величественный вселенский язык, данный нам самой Природой». Они верили в то, что Природа в различных ее формах – это проявление Всевышнего Существа и все, что естественно, т.е. «от природы» существует потому, что так было задумано. Можно сказать, что глухие рассматривали себя в каком-то смысле сродными с тем, что мы сейчас называем «коренными народами» или «людьми природы», живущими в гармонии с Природой или в своем «природном состоянии». «Природность» (или «естественность») для них не была просто абстрактным понятием, а тем, что проявлялось в их повседневной жизни и культуре.

В своем репортаже о банкете 1849 года один слышащий журналист написал: «Никто из наиболее чтимых нами ораторов даже близко не может сравниться с Бертье, Форестье или Ленуа в грации, достоинстве и точности жестов. Поистине, наблюдая за речами этих троих молодых людей, можно искренне пожелать разучиться говорить голосом».

О чем же говорят эти примеры жестовых выступлений глухих? Лэдд выявляет семь основополагающих принципов, указывающих на то, что для глухих участников тех банкетов означало понятие «Deafhood» (самосознание или самобытность глухих):

Языки, которыми владеют глухие настолько особенны, что способны передать то, что не может передать устная речь.
Более того, жестовые языки могут быть адаптированы к преодолению межнациональных границ, так как не могут быть адаптированы устные языки.
Как следствие, глухие люди обладают потенциальной способностью стать первыми, по-настоящему, «гражданами мира», становясь моделью для остальных (слышащих) людей.
Глухие были созданы на земле намеренно для проявления этих качеств, и ценность их существования не должна подвергаться сомнению.
Жестовые языки должны быть предложены слышащим людям, поскольку единение с глухими и знание жестовых языков значительно повысит их уровень жизни.
Жестовый язык – это искусство тела, и владение им является неотъемлемой частью того, что значит быть полноценным человеком, т.к. позволяет задействовать в коммуникации больше органов чувств. Соответственно, слышащие, не владеющие жестовыми языками, по сути неполноценны, так называемые «инвалиды по жестам» (Сравните с современным понятием «инвалид по слуху»!).
Несмотря на то, что участники банкетов были представителями, можно сказать, «глухой элиты», они осознавали, что у большинства глухих еще не было возможности ни получить образование, ни развить и проявить свои таланты в сообществе глухих. Они верили, что все глухие по сути равны, и тот, кто получил больше возможностей, обязан бороться за права тех, у кого таких возможностей не было.

Интересно, что эта вера в «естественность» бытия глухих послужила к крушению глухих сообществ в эпоху развития науки, индустриализации, империализма и колониализма, когда глухих стали воспринимать такими же «естественными», как и все другие «дикие» народы на земле, способными лишь служить колониальным интересам слышащих. Именно поэтому о притеснениях глухих Лэдд говорит, как о «колониализме». Мы привыкли понимать под колониализмом захват одних стран другими и насаждение своего порядка через установление своих законов и продвижение главенствующей религии или языка. Да, глухие не являются «страной», которую можно захватить, но разве суть колониализма не в неравных отношениях власти между двумя или более группами людей, в которых одна из них не только контролирует и правит другими, но и стремится навязать свой культурный порядок подчиненным группам? Так вот такое насаждение культуры и языка большинства происходило в отношении глухих, и прежде всего через образовательную систему.

В 1880 году в Милане прошел Второй Международный Конгресс по образованию глухих. Это одно отдельно взятое событие практически уничтожило жестовый язык и очень сильно повлияло на жизни и образование глухих по всему миру. Этот Конгресс принял несколько резолюций ни в подготовке, ни в принятии которых не участвовали глухие. Две из этих резолюций стоит выделить особенно: 1) «в связи с неоспоримым превосходством речи над жестами в процессе возвращения глухонемых в общество, и наделении их более совершенным знанием языка, оральный метод обучения предпочтительнее жестового»; и 2) «учитывая то, что одновременное использование устной речи и жестов склонно ухудшать устную речь, чтение по губам и точность изложения идей, предпочтение должно отдаваться чисто оральному методу обучения». Последствия этих резолюций: все возрастающая тенденция отмены любого обучения на жестовом языке почти во всех странах мира, падение уровня образования глухих и сильное уменьшение (до полного исчезновения) глухих в сфере образования.

Эти изменения, однако, коснулись не только образования, но и самосознания глухих и отношения к ним в обществе. Насажденная орализмом модель подавления культуры глухих поколение за поколением только усиливалась, постоянно лишая широты и разнообразия их традиционных убеждений и мечтаний. Для того, чтобы понять, насколько все это повлияло на культуру глухих, Лэдд предлагает попытаться представить, как выглядел бы мир глухих, если бы не было орализма:

«Можно смело предположить, что мы увидели бы целый век грамотных, сильных, величавых глухих людей, множество глухих управляющих и администраторов, учителей и профессионалов в различных сферах.  Или же было бы гораздо больше переводчиков жестового языка, и намного больше слышащих использовали бы БЖЯ (Британский жестовый язык), участвуя в жизни глухого сообщества.  Как следствие глухие занимали бы более видное положение в публичной и политических сферах, достигая большего признания, а присутствие жестового языка и глухих в кино и на телевидении было бы намного шире. Было бы намного более развито и искусство глухих. Этот список можно было бы продолжать, но и так перед нами предстает совершенно иной мир, состоящий не из горстки глухой «элиты», имеющей отличную работу, а из целых сообществ, живущих в совершенно ином измерении реальности и в совершенно иных отношениях с культурой большинства».

К сожалению, многие из принципов Deafhood, представленные на «Парижских банкетах», были утеряны в эпоху орализма, и их обнаружение крайне важно для разрушения колониальных убеждений и провозглашения того, что глухие не только не являются пассивными получателями медицинской, социальной и благотворительной помощи, а еще и обладают навыками, переняв которые, слышащий мир может получить огромную пользу.

Лэдд верит, что обнаружение и укрепление понятия Deafhood взамен старых, колониальных понятий «глухоты», «инвалидности по слуху» и т.п. открывает для глухих новые пути к углублению и утончению своего «самосознания глухого», понимания того, что значит быть глухим, расправляя плечи для новых возможностей, помогая почувствовать себя свободными, вдохновляя уверенность в себе и гордость, позволяющую бороться с притеснениями, возвращая глухих к активной деятельности как равноправных членов общества. И как хотелось бы, чтобы этот диалог глухих о своем «я» подхватили и глухие в России, подарив нам последующие статьи, написанные не слышащими о глухих, а самими глухими в процессе жестовых диалогов о своей идентичности, дарах, способностях и «миссии» в этом мире.  

Источник: ВОГинфо.ру