Как глухие студенты из Новосибирска поют с помощью жестов

Новосибирская инклюзивная студия «Белый воробей» с 2003 года ставит спектакли на жестовом языке и обучает жестовому пению не только глухих, но и всех желающих. Создатели и участники студии доказывают, что особенности не являются для них преградой, чтобы выходить на сцену, побеждать на международных фестивалях и вдохновлять окружающих. Преподаватель жестового пения Елизавета Жидкова рассказала нам о студии и о том, как можно научиться понимать культуру глухих.

От институтской студии до городского центра

На занятия жестовым пением коллектив «Белого воробья» приходит в черной форме – это дисциплинирует, считает преподаватель Елизавета Жидкова.

Но в зале с массивными люстрами, зеркалами и расставленными на подоконнике кубками официальная атмосфера совсем не чувствуется, перед репетицией и в перерывах слышны смешки. В студии в основном занимаются студенты Института социальных технологий Новосибирского государственного технического университета, большинство из них между собой знакомы и общаются.

В студию так и приходят – узнают от знакомых или преподавателей.

Елизавета Жидкова, преподаватель жестового пения в студии «Белый воробей»Елизавета Жидкова, преподаватель жестового пения в студии «Белый воробей»

Семь лет «Белый воробей» был проектом Института социальных технологий, а в 2021 году стал городской студией инклюзивного искусства. Репетиции раньше проходили в подвале одного из университетских общежитий, а потом институту выделили помещение бывшего банкетного зала и столовой, где светло и просторно. Елизавета с улыбкой вспоминает, что студенткой обедала в этой столовой, а теперь здесь преподает жестовое пение.

Начинает играть песня «Гавань», ребята, выстроившись в колонны, расходятся в противоположные стороны зала. Звучит слово «корабль» – ладони складывают лодочкой, строчка «все будет хорошо» – показывают «окей» в такт музыке. На фразе «найди свою гавань» синхронно и резко опускают ладони.

Елизавета пародирует, как девушки во время проходки поправляют волосы, участницы смеются и возвращаются на исходное место повторять все сначала. Преподаватель отмечает, кому стоит поработать над жестами, расправить плечи.

– Настроения нет, нет нужного эффекта. Будто не рады, что скоро выступать. Что с вами случилось? Учеба, грустно? – подбадривает преподаватель и включает композицию снова.

Елизавета говорит голосом для слышащих. Для глухих – показывает жестами. Сама она – слабослышащая, к уху прикреплен слуховой аппарат.

Жестовым пением Елизавета занимается с начальной школы, поступила в колледж и пришла в студию «Белый воробей». Тем временем за три года, что девушка училась, педагоги и руководитель театра ушли в декрет – и в 2020 году студию передали Елизавете. Так из участницы коллектива она стала преподавателем. Начало работы выпало на карантинное время, проводить репетиции и ставить концерты пришлось на площадке Zoom, и Елизавета очень ждала, когда сможет преподавать по-настоящему.

– Сначала было страшно и непривычно, потому что в коллективе остались ребята, с которыми я общалась как подруга, а не как педагог. Мы договорились, что в студии я для них буду Елизаветой Андреевной, а вне стен мы останемся друзьями, – объясняет преподаватель.

В коллективе есть лидеры, которые помогают Елизавете организовать примерку костюмов, поставить движения для танца.

Участница студии Виктория Зайленко учится в колледже Института социальных технологий на преподавателя адаптивной физкультуры, любит танцы, запоминает движения по видео и помогает их ставить в «Белом воробье».

Тонкости перевода

Летом студия «Белый воробей» стала участником школы «Мы вместе» арт-кластера «Таврида». Там «воробьи», как называют себя студийцы, спели песню «Паруса», прошли кастинг и получили приглашение выступить на осеннем фестивале «Таврида.АРТ». Летний арт-кластер запомнился встречами с известными людьми, такими как Диана Гурцкая, историями особенных людей, творческими мастер-классами, вечерними дискотеками и морем. Перед осенним фестивалем ребята усиленно репетировали – занимались ежедневно, ставили новые номера. Только во время выступления не нашлось переводчика жестового языка, из-за чего было трудно распознать, что говорит в микрофон режиссер. На финальном номере певцы на жестовом языке разместились на балконе, а все остальные участники стояли на сцене. Елизавета с досадой предполагает, что глухих ребят наверху зрители могли не заметить. Это был первый опыт участия в крупном фестивале с инклюзивной постановкой. Елизавета уверена, что хорошо организовать выступление особых артистов возможно, – достаточно объяснить организаторам, как создать необходимые условия, пригласить экспертов и обучить сотрудников и волонтеров.

Как глухие студенты из Новосибирска поют с помощью жестов

Ольга Голова, участница студии, вспоминает, что перед «Белым воробьем» выступала певица Ханна, а после пел Дима Билан.

– Это очень волнующе и памятно – выступать на одной сцене со знаменитыми артистами, – с улыбкой говорит она. – К тому же это была первая поездка на гастроли в новом составе.

К окончанию прошлого учебного года в студии осталось 12 человек, а в сентябре пришли новые студенты Института социальных технологий. Сейчас в театре 30 участников с разной степенью глухоты, а также слышащие ребята. Вот девушка в маленьком кругу репетирующих песню «Лети, лето» – Анастасия Кожевникова учится на переводчика русского жестового языка и в студию «Белый воробей» пришла, чтобы общаться с носителями языка.

Анастасия помогает переводить слова преподавателя. За полтора года учебы она овладела азами синхронного перевода. Переводчица объясняет, что изучать жестовый язык сложнее, чем иностранный, он не всем дается, ведь нужно не только уметь показывать жесты, но и быть открытым, эмоциональным, артистичным. Анастасия уверена, что после окончания университета быстро найдет работу. Действительно, по данным Всероссийского общества глухих, в 2021 году в стране насчитывалось всего 1047 переводчиков, а необходимо около 6 тысяч специалистов.

Театр ищет режиссера

Изначально в творческую студию Института социальных технологий ходили только глухие студенты, которые учились в колледже при университете. Потом в репертуар занятий актерским мастерством и спектаклей‑пантомим добавились песни на жестовом языке. Эти изменения отразились в названии: студия пантомимы «Жест» стала синтез-театром «Белый воробей». Появились танцы, пластика, современная хореография.

Под руководством режиссера Алексея Талашкина «Белый воробей» поставил пластические спектакли: «Оркестр в концлагере», «На встречу с тишиной», «Звездопад» – по военным песням Владимира Высоцкого и «Подсолнух» – по мотивам романа о Ван Гоге «Жажда жизни». Спектакль «Я такое дерево» стал лауреатом Всероссийского фестиваля особых театров «Протеатр» и участником Первого международного фестиваля психологии «Планета людей» в Москве. С постановкой «Я – глухой» «Белый воробей» выступал в Пскове на фестивале «Великая сила искусства».

Несколько лет назад «Белый воробей» летал на Международный фестиваль Inclusive Dance в Москву.

– Когда Алексей Талашкин был режиссером, было поставлено больше всего спектаклей, – подтверждает руководитель Центра инклюзивного сопровождения Людмила Можейкина. – В 2020 году Елизавета Жидкова выиграла грант на реализацию социально значимого проекта – инклюзивного спектакля «Мы помним!». Это самая яркая постановка за последнее время.

Даже с дистанционными репетициями ребята смогли осуществить музыкально-драматическую постановку с военными песнями ко Дню Победы и выступить на площадках Новосибирска и соседнего городка Бердска.

Елизавета соглашается, что «Белому воробью» не хватает режиссера, готового работать с людьми с нарушением слуха. За профессиональными советами преподавателю приходится обращаться к знакомому режиссеру из Москвы, записывать видео выступлений и отправлять ему по сети. На прогоны Елизавета часто приглашает своих друзей, чтобы проверить реакцию зрителей, ведь успех номера на жестовом языке – это прежде всего внимание и включенность зрителей, их энергия и эмоции. И если бы в театре был профессиональный и толерантный режиссер, который смог бы выстроить работу так, чтобы всем было комфортно, то у «Белого воробья» репертуар бы однозначно пополнился. На данный момент в нем четыре песни, сольные и парные номера.

Песни для всех

Спеть на жестовом языке непросто: руки должны быть хорошо видны, кисти – мягкие, расслабленные, движения четкие, но плавные. Еще одна сложность – подобрать такую песню, чтобы было понятно и интересно всем: слышащим и людям с нарушениями слуха.

– Есть песни, которые интересно слушать из-за мелодии, а глухим зрителям они будут неинтересны. Для глаз привлекательнее что-то зажигательное, эффектное, где больше движений. Я люблю народные песни, но многим они кажутся несовременными. Мы стараемся выбирать такие композиции, чтобы зрителям захотелось похлопать, встать и потанцевать, – говорит Елизавета.

Педагог спрашивает у «воробьев», сколько времени уходит на разучивание одной песни. Оля Голова – певица с сольной партией в номере «Гавань» – отвечает экспертно: «Два дня». Педагог соглашается и поясняет, что глухие успевают выучить песню за несколько дней, а слышащим нужно больше времени, чтобы запомнить и отработать жесты. Раньше Елизавета переводила тексты песен на жестовый язык сама, а теперь подключает учеников.

– В будущем, – делится преподаватель, – я хочу сотрудничать с коллективом слышащих музыкантов, чтобы они пели и играли, а «Белый воробей» исполнял композицию на жестовом языке.

В прошлом году во время декады инвалидов студийцы и Институт социальных технологий в Новосибирске и Томске представили премьеру инклюзивного этноспектакля Таисии Глушихиной «Слова – не главное» по мотивам рассказа Анны Анисимовой «Невидимый слон». Уже два года Институт социальных технологий проводит Межрегиональный инклюзивный фестиваль «Парад талантов» для школьников и студентов, в 2021 году в пять номинаций фестиваля подали более 200 заявок с сольными и групповыми номерами.

Елизавета старается популяризовать русский жестовый язык и культуру толерантности в социальных сетях, консультирует знакомых, помогает с переводом песен для творческих номеров в родной школе. Чтобы наладить понимание между миром глухих и миром слышащих, Елизавета предлагает больше говорить о том, как нужно относиться к глухому человеку. В Новосибирске информация распространяется благодаря Институту социальных технологий и его образовательным программам: курсам по обучению русскому жестовому языку с модулем о культуре глухих и «Школе инклюзивного общения» для старшеклассников. Елизавета считает, что такие занятия и открытые лекции помогают лучше понять глухих и учат держаться с ними на равных.

Этой весной Елизавета стала одной из участниц городской выставки фотографа Инны Луцко «Я – счастливый человек» с портретами глухих людей. Для того чтобы лучше понять мир глухих людей, фотограф предложила зрителям с помощью берушей погрузиться в тишину.

«Белый воробей» репетирует песню «Лети, лето» с педагогом жестового пения«Белый воробей» репетирует песню «Лети, лето» с педагогом жестового пения

На репетиции «Белого воробья» тишины быть не может: в больших колонках громко играет то «Гавань», то «Пой со мной», то «Лети, лето». Студия готовится к «Студенческой весне» и собирается в Томск на отборочный тур Международного фестиваля «Планета талантов» в номинации «Оригинальный жанр».

Автор – Алина Кравченко.
Фото Дины Колпаковой.

Источник: Русфонд