Новое руководство МГО ВОГ не оставило без внимания проблемы людей, потерявших слух не с рождения или раннего детства, а в более зрелом возрасте. Объединение позднооглохших возникло ещё в конце 30-х годов по инициативе супругов-сурдопедагогов Фёдора и Наталии Рау. На время ВОВ оно прекратило свою работу, затем была создана первичная организация МГО ВОГ, объединявшая позднооглохших столицы.
Первичка имени Н.А. Рау функционировала до 2004 года, в лучшие времена она насчитывала до 500 человек. В здании Театра мимики и жеста тогда работал клуб для позднооглохших, ставший отдушиной для москвичей, потерявших слух в сознательном возрасте. Люди приходили туда в первую очередь за общением с такими же, как и они сами. От остальных инвалидов по слуху позднооглохшие всегда стояли особняком, поскольку изучение жестового языка в их интересы не входило.
Впрочем, термин «позднооглохшие» не совсем универсален для обозначения контингента этого клуба. Общий интерес в нём находили не только действительно потерявшие слух в зрелом возрасте, но и те, которые, лишившись слуха в раннем детстве, всю жизнь росли в окружении слышащих. В клубе проходили регулярные занятия по обучению чтению с губ и по навыкам социального взаимодействия. Также занятия клуба служили своего рода психотерапией для тех, кто тяжело переносил неожиданную потерю слуха и нуждался в дружеской поддержке.
17 лет объединение позднооглохших было закрыто, но теперь, по инициативе МГО ВОГ и лидера позднооглохших москвичей Марины Парамзиной, всё возвращается, как говорится, на круги своя.
11 октября 2021 года в офисе МГО ВОГ прошло собрание актива возрождаемого клуба позднооглохших. Начальник социальной политики и реабилитации МГО ВОГ Екатерина Соколова сообщила собравшимся, что Московская городская организация ВОГ готова идти навстречу обществу позднооглохших и оказывать поддержку, в частности – предоставляет помещение для регулярных собраний. МГО ВОГ просит активистов клуба имени Рау собрать сведения и представить полный список будущих членов клуба, чтобы в дальнейшем руководство МГО ВОГ могло с цифрами в руках отстаивать перед властями города права людей, потерявших слух в зрелом возрасте.
Марина Парамзина
На первом собрании прошла горячая дискуссия о формате возрождающегося общества позднооглохших: будет ли это филиал МГО ВОГ, отдельное НКО или какой-то иной вид общественного объединения? В активе клуба оказались люди самой разной биографии и судьбы.
Елена Гришина
Елене Гришиной 56 лет, уровень слуха у неё понизился в месячном возрасте. Слабослышащая Елена всю жизнь росла среди «говорящих», жестовым языком не овладела, поэтому ей всегда комфортно было только в клубе позднооглохших. Она до сих пор работает экономистом в управляющей компании «Покровские ворота».
Олег Штовба и Павел Мазуренко
Павел Мазуренко (1951 года рождения) стал слабослышащим в 14 лет, но это не помешало ему реализовать себя в качестве журналиста и сотрудника общества «Знание» – весьма авторитетной в советское время организации, занимавшейся научно-просветительской деятельностью. Сейчас на пенсии, иногда подрабатывает корректором научных текстов.
Олег Штовба родился в 1958 году, во время службы в армии серьёзно заболел, и ему вкололи антибиотик, отчего полностью был потерян слух. Тотальная глухота сделала бесполезными слуховые аппараты. Несмотря на это Штовба умудрился окончить МГУ, став специалистом в области геоботаники. Но глухота не позволила сделать научную карьеру, потолком стала должность техника в лаборатории.
Эти люди и ещё примерно 20 человек во главе с Мариной Парамзиной были костяком того старого клуба позднооглохших и теперь становятся основой нового объединения. В дальнейших планах – после того как закончатся организационные моменты – и возобновление занятий по чтению с губ, и помощь в разного рода юридических вопросах, и общение.
Источник: МГО ВОГ