«До трёх лет я слышала, а потом заболела и оглохла. Разговоры ребят во дворе пыталась понять по губам. Свою особенность не выдавала — стеснялась. Но иногда что-то говорила — мои невнятные слова тут же, передразнивая, коверкали. Плакала. Много и горько. Потом выучила язык жестов и привыкла к реакции людей...»
Сейчас Светлана Урунова о своём детстве вспоминает без обид и с улыбкой. Не унывать ей помогают муж Александр, дочь Дарья и внучка Кристина — они тоже ничего не слышат. Об этом всём мне рассказали их родные «переводчики» — дети Анфиса и Карим. Семья Светланы особенная: кто-то слышит, а кто-то нет.
Накануне Международного дня глухих, который отмечался во всём мире 25 сентября, мы заглянули в гости к этой необычной семье, чтобы узнать, чем они живут, как находят общий язык и насколько жизнь без звуков отличается от привычной нам.
«Вы телевизора не насмотрелись?»
Светлане Уруновой — 47 лет, 44 из них она ничего не слышит. Лишь изредка еле-еле улавливает некоторые звуки: сильные вибрации, громкие удары и крики.
Светлана может читать по губам. Правда, с большим трудом: если ей говорить очень медленно и чётко. В своей семье она была единственным ребёнком. Родители прекрасно разговаривали и слышали. Но среди родственников были люди с глухотой: двоюродный брат Светланы и родной брат бабушки. Казалось бы, шансы унаследовать нарушение слуха невелики...
Первый ребёнок Светланы. Кричит. Она, 20-летняя мама, надеется, что дочь будет слышать. Однако в два года Дарье окончательно ставят диагноз — слышать не будет. Со вторым ребёнком, Каримом, ситуация иная. Слышит. Здоров. Такой же оказывается и малышка Анфиса. При том, что оба родителя не слышат.
— Как вы объясняли слышащим детям, что вы можете говорить только на языке жестов?
Ответ мамы перехватывает 24-летний Карим.
— Конечно, когда я был очень маленький, то толком ничего не понимал. Но потом я стал смотреть новости с сурдопереводом по Первому каналу. Я повторял за женщиной в телевизоре то, что она показывает. Запоминал всё. Потом то же самое рассказывал маме. Если что-то неправильно было, она исправляла. Так мы учились друг друга понимать. Сестра Даша тоже взялась помогать — объяснила алфавит. Со временем выучил язык жестов на уровне родителей. Когда родилась Анфиса, её учил уже я.
— А возникают ли какие-то сложности в общении с сестрой, родителями?
— Им непросто объяснить, что такое хорошо или плохо. К примеру, в собесе нужно решить проблемы с документами. Слышащий-то человек не всегда сразу может разобраться во всём, а с нарушениями слуха — тем более. Приходится разъяснять маме, что нужно делать. Глухим нужно дословно всё пояснять, как сейчас говорят «на пальцах». Для этого требуется терпение, потому что не всегда удаётся донести нужное с первого раза. Они в своём мире живут. Но я к ним сразу привык.
— На расстоянии с родителями общаешься, наверное, с помощью SMS?
— Да. Я даже как-то пошутил. Гуляю с друзьями. Мне звонят. Я быстро поговорил и попрощался. Ребята спрашивают: «Кто звонил?». А я: «Да мама сказала, чтобы домой уже шёл!». Те, кто знает её особенность, улыбнулись. Остальные — ничего не поняли. Стараюсь всем не рассказывать.
— Когда-нибудь приходилось заступаться за маму?
— Бывает, едем в автобусе, разговариваем на языке жестов, а кто-то засматривается на нас, показывает пальцем в нашу сторону, передразнивает даже. Я всё в юмор перевожу: поворачиваюсь к таким и говорю: «Вы телевизора не насмотрелись?» или «Как дела?». Им становится неловко, и они замолкают.
«Но нам не страшно!»
Дарье — 27. Её муж, как и она, глухой. Познакомились они в интернате. В 2008 году у них родилась дочь Кристина. Диагноз такой же — нарушение слуха.
«Мы не расстроились из-за этого: главное — родилась! Даже были рады, что сможем общаться с ребёнком на равных. Спустя три года родился Серёжа. Здоровым, слышащим. Этому мы тоже очень обрадовались!»
Кристина ходит в специализированную школу. Никогда не спрашивала у родителей, почему она такая. Наверное, потому что относится ко всему просто. Во дворе с ней общаются абсолютно все ребята — она сама научила остальных детей своему языку.
«Она у нас вундер-киндер (смеются). С четырёх лет уже умеет писать, читать и общаться на языке жестов. Однажды сказала нам, что хочет работать продавцом в магазине для глухих. Может, однажды в Кемерове появится такой».
Кристина носит слуховой аппарат. Правда, только в школе — это обязательно. Однако дома снимает его и наслаждается... тишиной.
«При этом она часто просит дать ей наушники, чтобы послушать музыку. Я включаю музыку на всю громкость. Она надевает слуховой аппарат, наушники и начинает пританцовывать. Не до конца понимаю, слышит она что-то или нет», — рассказывает её дядя Карим.
Удивительно, как гармонично общаются между собой слышащие и глухие. Кажется, что для пятилетнего Серёжи это так естественно — говорить на языке жестов.
— Кто тебя научил так разговаривать?
— Я сам такой родился. А потом и мама показала.
Все улыбаются ответу сообразительного мальчишки.
— Дарья, а вы выясняли, передаётся ли глухота в вашей семье из поколения в поколение?
— В любом случае нам не страшно: сейчас и аппараты для глухих есть, и фильмы с сурдопереводами, и общество стало терпимее к нам. Хотя люди всякие есть. Помню, как меня передразнивали в автобусе. Так неприятно было. Но с возрастом стала относиться к этому спокойно.
«Руки — наш язык»
Конечно, несмотря на весь оптимизм наших героев, с трудностями они тоже сталкиваются. Но и к ним они уже давно приспособились.
— Как объясняете, что хотите — в магазине, парикмахерской, банке, больнице?
Ответить спешит Светлана.
— Я использую свой голос. Но так как мне непонятно, насколько громко и внятно говорю, то этот вариант — на самый крайний случай. Мы, глухие, можем говорить, но у нас звуки нечёткие. Порой приходится объяснять что-то, показывая на предмет. Например, в магазине. Но если нас и так не понимают, то мы пишем слово на бумажке. В парикмахерскую ходим с распечатанными картинками с нужной стрижкой или причёской. В банк, где обычно бывает сложно всё понять и сказать о своей просьбе, мы идём с переводчиками из общества глухонемых или своими слышащими детьми. В больнице тоже объясняем что-то простыми жестами или пишем на листочке, но как-то у меня был случай: внучка Кристина заболела, пришли к врачу. Я и так, и так ей рассказываю о жалобе, а она говорит, что не понимает. Видно было, что у неё плохое настроение в тот день. Отправила нас домой. Я рассказала об этом своей свекрови. Мы вместе пошли к заведующей: та отчитала врача и попросила с уважением относиться к глухим. Большая проблема для многих глухих в том, что в разных учреждениях нет хотя бы одного сурдопереводчика.
— Как «слушаете» телевизор, фильмы?
— У нас есть специальный телевизор с сурдопереводом. Я люблю смотреть передачи «Пусть говорят» и «Суд идёт». Даша предпочитает сериалы. Без перевода ничего не смотрим. Сейчас в интернете много сайтов, на которых есть видеоролики для глухих, новости с ведущими, рассказывающие о событиях на языке жестов. Жалко, что пока нет фильмов с актёрами, которые сразу бы разговаривали на нашем языке. Но говорят, что это уже начинают практиковать.
— А что насчёт будильника, звонка в дверь?
— У нас установлен специальный звонок со световой вспышкой. То же самое есть и на будильнике.
— Бывали ли ситуации, когда приходилось особенно нелегко?
— Например, при родах нет переводчика. Мне акушер мимикой показывал, что нужно дышать глубже. Всё прошло хорошо — родила троих. А вот у Даши были проблемы. Когда рожала Кристину, то врачи кричали на неё, потому что она не могла ничего понять: когда дышать, когда успокоиться. В итоге сделали кесарево сечение. Серёжу же она родила сама — ей понятно объяснили всё на жестах.
— А как с работой?
— Нам тяжело куда-нибудь устроиться: мало куда берут глухих. В основном, это работа продавцами, дворниками, фасовщиками в магазине, плотниками, пекарями, учителями, штукатурами-малярами, воспитателями. В больших городах глухие работают стоматологами, поварами и даже модельерами. У меня, к примеру, образование швеи — работала ей несколько лет. Сейчас устроилась уборщицей в арбитражный суд. Муж у меня — фасовщик. Даша пока в декрете, но скоро будет устраиваться продавцом в магазин.
— Заметила, что вы все ходите без слуховых аппаратов...
— С ним тяжело ходить. Кроме того, к тишине привыкаешь, а когда надеваешь аппарат, то слышишь шум с дорог, крики людей, удары. Это так утомляет. Помните фразу из фильма «Страна глухих»: «Ты слышишь миллионы ненужных звуков. Если бы я всё это слышал, я бы сошёл с ума...» У нас примерно так же.
— Руки устают от постоянного общения ими?
— Нет-нет. Мы любим разговаривать. Привыкли к этому. Руки — наш язык.
— Чем вы увлекаетесь?
— Я раньше участвовала в лыжных гонках, играла в волейбол. Сейчас же люблю ездить на экскурсии в другие города, ходить в походы. Даша в обществе глухонемых играет в волейбол, а Кристина занимается плаванием и скоро пойдёт на большой теннис.
Особый «иностранный»
Все глухие в городе знают друг друга. В Кемеровском региональном отделении Всероссийского общества глухих они проводят спартакиады, поют песни, танцуют. И просто приходят пообщаться, излить душу.
«Глухие — добродушные, приветливые, искренние люди. Легче идут на контакт, проще воспринимают жизнь, не нервничают. Мы можем спокойно подойти к незнакомым глухим в другом городе и присоединиться к разговору: все всегда рады новым знакомствам», — делится Светлана.
— Как вы общаетесь с иностранцами, ведь все языки жестов различаются?
— Да, слова отличаются. Но мы можем легко понять друг друга. Даша, к примеру, общалась по скайпу с глухими французами и американцами. Можно сказать, что мы тоже изучаем иностранные языки. Наверное, и наш язык является особым иностранным языком для слышащих людей.
— Светлана, а о чём вы мечтаете?
— Хочется услышать голос и смех детей, внуков, послушать популярные сейчас песни. Порой, приходишь с работы и начинаешь мечтать: «Вот бы услышать, о чём говорят незнакомые люди, коллеги на работе!». Но через час это проходит: домашние заботы отвлекают. Конечно, хочется ещё, чтобы глухих чаще и охотнее брали на работу, чтобы нам проще было учиться. Например, Даша хотела бы научиться играть на барабанах.
— Что хотели бы пожелать нашим читателям?
— Что бы ни случилось, любите ваших детей такими, какие они есть!