«Глухих.нет» уже рассказывал о том, как глухая москвичка сумела побороть за свои права, когда работники ЦСО нанесли визит в квартиру инвалида по слуху. Результатом визита стал отказ в оформлении компенсации, поскольку хозяин квартиры отсутствовал, – тогда глухая женщина попросила работников написать отказ, но сотрудники ЦСО отказались, как говорится, возиться с бумажками и даже вызвали милицию. К счастью, милиция была на стороне закона, в результате чего работники ЦСО вынуждены были написать письменный отказ. Удивляет некомпетентность работников ЦСО ДСЗН: не могли сразу выдать письменный отказ (ведь это законное требование любого человека); и огорчили их «глупые» вопросы, когда они попросили проверить «функцию сурдоперевода» (а ведь такой функции не бывает, речь идёт о функции телетекста).

На днях правозащитный центр «Право последней надежды» представил на своём сайте фоторепортаж о том, как сотрудники ЦСО приходят с проверкой на дом к инвалиду по слуху. «Глухих.нет» решил перепечатать этот любопытный репортаж.

Однажды неслышащий москвич Дмитрий Хаит купил средство технической реабилитации – телевизор с телетекстом. Собрал документы, принёс их в своё КЦСО «Южнопортовый», но их принимать отказались, пока не увидят сам телевизор. Добрый Хаит скандалить не стал, хотя нигде в законе не прописано, что кроме доков на ТСР сотрудникам социальной защиты надо показывать само ТСР. Инвалид предложил привезти телевизор: мол, полюбуйтесь, пожалуйста. Но в КЦСО заявили, что везти ничего не надо, а придут сами на дом к Хаиту и осмотрят телевизор.

Дмитрий Хаит отнюдь не горел желанием пускать кого-то в свою квартиру, но ведь так и без компенсации можно остаться… Хотя нигде ни в каком законе не указано, что не пустишь соцработника на порог – не будет компенсации, какие бы ты документы ни приволок. Договорились, что соцсотрудники нанесут визит 8 июля 2010 года.

Об этом случае, кстати, узнали, в правозащитном центре «Право последней надежды», который в последнее время, как все знают, занимается проблемами, связанными с выплатами компенсаций за самостоятельно приобретённые ТСР.

А как раз в Центре работала летняя правозащитная школа для неслышащих активистов. И вот, по приглашению Хаита, предоставился случай съездить на, так сказать, практическое занятие – глянуть своими глазами на вторжение сотрудников ЦСО в квартиру инвалида с целью осмотра телека.

8 июля руководитель правозащитного центра «Право последней надежды» Василий Шмелёв с несколькими практикантами летней правозащитной школы прибыли к Дмитрию Хаиту.
Спустя некоторое время появились заведующий отделением реабилитации инвалидов Елена Орлова и специалист по социальной работе Юлия Круглая.
 
Скажем сразу, сотрудники ЦСО вели себя максимально корректно, старательно вели с хозяином квартиры письменный диалог и не выражали возмущения присутствием группы людей, вёдших фото и видеосъемку.
 
 
Первым делом Хаиту пришлось вытащить телек из коробки и включить его.
Проверка документов на телевизор.
 
Пришлось ещё показать, как телевизор принимает телетекст. На вопрос Хаита, зачем это, ведь в документах чётко указано, что телевизор имеет нужную функцию, гости из ЦСО в ответе сослались на некое распоряжение ДСЗН Москвы, в котором говорится, что наличие телетекста подлежит обязательной проверке сотрудников ЦСО.
 
Всё это наблюдали Василий Шмелёв и учащиеся летней правозащитной школы.
Практикант из Новосибирска ведёт видеосъёмку.
Идёт сверка номеров в документах и на самом приборе.
Затем сотрудники ЦСО попросили проинформировать, кто же присутствовал на этом действии. Шмелёв добросовестно перечислил всех, упомянув и корреспондента ИЦ «Императив».

После чего состоялся такой письменный диалог:
 
«Со своей стороны мы, представители администрации ГУ КЦСО «Южнопортовый» заявляем, что не давали своего согласия на проведение фото и видеосъемки и не разрешаем публикацию этих материалов в каком-либо СМИ»
«Вы незаконно принудили инвалида нарушить право на неприкосновенность жилища, гарантированное ему Конституцией РФ и международным правом. Каждый имеет право защищать свои права всеми способами, не запрещёнными законом, в том числе и давать СМИ разрешение снимать СВОЁ жилище».

После отбытия соцработников Василий Шмелёв провёл блиц-лекцию для присутствующих практикантов, обратив внимание на то, что чиновники утверждают о добровольных согласиях инвалидов на «проверочный визит», хотя на самом деле глухим приходится соглашаться на такое под угрозой лишения компенсации. Вот и ходят соцработники «по гостям».

А что сам Хаит? Он всё равно должен будет вскоре снова ехать в родное КЦСО и везти с собой кучу документов, в том числе не прописанных в федеральном законе. И, если не придерутся, к чему-нибудь – то уже может мирно ждать компенсации.