С фокусником Олегом Алейниковым мы договорились встретиться на одном из его выступлений: он должен был работать в кафе на детском празднике. «В первой половине программы будут работать ведущие и аниматоры, за это время успеем познакомиться и пообщаться», — сказал в телефонном разговоре Виктор Андреев, менеджер Олега.
В кафе я подъехал, когда праздник уже начался. Олег и Виктор сидели в сторонке, с интересом наблюдая за детскими играми. Обмениваемся приветствиями. Пожав мне руку, Олега доброжелательно улыбнулся. Я же поймал себя на ощущении легкой неловкости: произносить классическое «очень приятно», когда меня не услышат, было как-то странно… «Сурдопереводчик подойдет чуть позже, тогда можно будет поговорить подробнее, — пояснил Виктор. — Я могу переводить только простейшие фразы».
В ожидании сурдопереводчика интересуюсь возникновением тандема.
— Олег мой дальний родственник, двоюродной брат моей жены, — начал свой рассказ менеджер артиста. — Супруга много рассказывала о нем, но лично мы познакомились полтора года назад на одном из семейных праздников. Нам удалось немного пообщаться: я писал на листочке вопросы, он отвечал… Плюс обучил меня некоторым словам на языке жестов. Олег тогда только-только вернулся из Европы, рассказал, что хочет заниматься фокусами в Томске. Мне захотелось как-то помочь ему, и мы договорились работать вместе».
С тех пор Виктор совмещает основную работу — в службе маркетинга одного из томских предприятий — с деятельностью по продвижению глухого артиста. Ведет рекламную кампанию — в основном в Интернете, принимает заказы и помогает проводить выступления.
— Постепенно осваиваю язык жестов, но Олег со мной разговаривает примерно как с трехлетним ребенком, — смеется Виктор. — Говорит раз в двадцать медленнее, чем при общении с кем-то из глухонемых, плюс что-то ему приходится повторять по несколько раз. Но мне нравится учиться. В молодости я достаточно серьезно занимался современными танцами: выступал в коллективе «Биомеханика» — там тоже приходилось передавать некие смыслы через движение. Может быть поэтому язык жестов мне чем-то близок.
Когда наконец подходит сурдопереводчик, я для начала интересуюсь у Олега деталями биографии. Как оказалось, он глухой с рождения. Родом из Кузбасса, из деревни Яшкино. Но большая часть его жизни связана с Томском: здесь он воспитывался в интернате для глухонемых, а в 1998 вместе с друзьями переехал сначала в Москву, а затем в Западную Европу.
— Для людей с такими ограничениями по здоровью, как у меня, там все-таки больше возможностей, — рассказывает Олег. — Сначала жил во Франции, где обучился профессии повара. В ресторане, где я работал, вся бригада состояла из глухих и слабослышаших, поэтому работать было легко.
Там же Олег начал постигать искусство фокусника. «Азам меня учил переехавший во Францию иранец по имени Хайм, он тоже был глухонемой, — продолжает свой рассказ артист. — Мы жили в одном доме, в течении нескольких лет он учил меня, но мы не выступали вместе… В какой-то момент я почувствовал, что могу быть самостоятельным артистом.
Еще несколько лет Олег прожил в Испании, где выступал уже со своей программой. Однако в 2012 году, уже будучи опытным артистом, наш герой принимает решение вернуться в Томск. Мотивы объясняет сдержанно: «Появились проблемы с документами, плюс хотелось быть поближе к родным».
Перевожу разговор на другую тему. Интересуюсь, как реагирует публика, когда узнает, что перед ними выступает глухонемой артист. «Стараюсь максимально увлечь людей представлением, так что, как правило, они просто не думают об этом, — говорит Олег. — Но иногда замечаю, что кто-то из зрителей реагирует на информацию о том, что я глухонемой, жалеет меня».
«Слышал, что многие люди с ограничениями по здоровью не очень любят, когда к ним проявляют такие эмоции». — «Я привык, отношусь к этому спокойно, такая реакция где-то объяснима, — отвечает Олег. — Однако на самом деле жалеть меня нет особых причин, ведь я глухонемой с рождения, потому у меня нет ощущения, что я чего-то лишен. Не слышать и не говорить — мое нормальное состояние, я просто не представляю, как может быть иначе».
Спрашиваю, хватает ли гонораров от выступлений на жизнь. «После того, как Олег в прошлом году стал лучшим глухонемым фокусником страны, заказов стало заметно больше, — вступает в разговор Виктор Андреев. — Но пока их все равно не хватает для того, чтобы жить только за счет этого». «Помимо выступлений я работаю дворником, обслуживаю несколько точек недалеко от дома», — говорит Олег.
Интересуюсь, почему не получилось устроиться по освоенной в Европе специальности повара.
— Во Франции у нас была слабослышащая бригада, здесь же таких условий не будет, — поясняет Олег. — А на кухне нужно активно общаться, взаимодействовать. Я бы обязательно выпадал из процесса… В этом смысле работа дворника подходит лучше. Это, пусть и небольшой, но стабильный заработок, который удобно совмещать с вечерними выступлениями. А то, что она считается не очень престижной, меня волнует мало.
Свою программу Олег Алейников называет микромагией. «Такой вид фокусов предполагает близкий контакт со зрителем, они могут стоять буквально вплотную, — объясняет наш герой. — От артиста такая работа требует большой отточенности всех движений и элементов программы». Детский праздник тем временем движется к кульминации. «Скоро наш выход», — сообщает Виктор.
Наблюдаю за подготовкой к выступлению. В середине зала Олег и Виктор устанавливают небольшой столик и накрывают его тканью. «Сцена готова», — шутит Андреев. В надежде выведать хоть что-то из профессиональных секретов фокусника осматриваю столик со всех сторон. Обнаруживаю, что под ним спрятан торт. «Это не фокус, а сюрприз, достанем его в конце программы, — поясняет Виктор. — А других секретов здесь нет, можешь не трудиться».
Олег тем временем что-то перебирает в своем чемоданчике. На просьбу заглянуть улыбается, отрицательно качает головой и просит отойти и не подглядывать. «Содержимое своего чемоданчика тебе не покажет ни один фокусник, — говорит Виктор Андреев. — Реквизит положено держать строго в секрете, таков один из законов их профессии».
Выступление Олега продолжалось около двадцати минут. Кого-то фокусник приглашал дернуть за платок, кого-то просил загадать карту, кому-то вручал появившийся из ниоткуда шарик… Хоть как-то в программе поучаствовал практически каждый зритель — а их было около 25 человек. «Давно такого не видел, это действительно профессиональный артист, — поделился впечатлениями один из присутствующих в зале. — Дети в восторге, и этот парень так хорошо общается с аудиторией, что, если бы мне не сказали, я бы ни за что не подумал, что он глухонемой».
Осенью прошлого года Олег Алейников стал лучшим глухим фокусников России — победил в своей номинации на фестивале артистов с ограничениями по слуху, который проходил в Твери. Эта победа дает ему право принять участие в аналогичном форуме мирового уровня, который пройдет в Чикаго в ноябре.
— Поездка потребует больших расходов, но мы надеемся найти нужную сумму, — говорит Олег. — Специально к мировому фестивалю я готовлю новую программу и всерьез рассчитываю побороться за победу.
Источник: Новости в Томске