«Мастер-класс» по возвращению слуха методом кохлеарной имплантации, а по сути — настоящую операцию трем южноуральцам в Челябинской областной клинической больнице провели под руководством Владислава Кузовкова, заведующего отделением реабилитации и диагностики нарушений слуха Санкт-Петербургского НИИ уха, горла, носа и речи. Специалист из северной столицы, на счету которого более 4000 операций, высоко оценил уровень работы челябинских лор-врачей.
— Владислав Евгеньевич, почему именно Челябинск получил возможность делать такую сложную, высокотехнологичную операцию, как кохлеарная имплантация?
— То, что данная технология дошла до Челябинска, — знаковое событие. У нашего института и южноуральской столицы — прочные связи. Это, пожалуй, наш любимый регион, потому что здесь очень грамотно организована диагностика, четко осуществляется отбор детей, которые страдают из-за проблем со слухом, и наблюдение за ними. Здесь на учете каждый ребенок. У вас хорошо работают лор-врачи, сурдологическая служба — все четко организовано. На мой взгляд, это правильно, что теперь такие операции будут проводиться в Челябинске.
— Насколько этот метод нов для нашей страны и в чем его особенность?
— Кохлеарная имплантация — это единственный метод в медицине, который помогает вернуть к работе один из органов чувств. Ни зрение, ни обоняние, ни осязание пока нельзя восстановить после утраты. Причем можно вернуть слух и ребенку, который родился глухим, и взрослому, который приобрел тугоухость из-за болезни или других обстоятельств. Но сама технология не уникальна. Она развивается уже на протяжении 50 лет. Около 20 лет — в России. Первую операцию по кохлеарной имплантации мы провели в 1991 году, вторую — в 1998-м. Изначально это были единичные случаи. И только в последнее время, когда государство повернулось в сторону людей с осложнениями слуха, количество операций значительно увеличилось. В год наш институт проводит более 500 кохлеарных имплантаций. Сейчас мы уже вышли на мировой уровень, а где‑то и опережаем своих зарубежных коллег. Мы также стараемся передавать свой опыт и в регионах.
— Кому легче восстановить слух — детям или взрослым?
— Помочь взрослому человеку, который потерял слух, но при этом уже владеет речью, проще, чем глухому ребенку. Взрослые быстрее адаптируются к социальным условиям, и многие достаточно быстро возвращаются к обычной жизни и работе. У детей этот процесс более длительный, так как им приходится заново проходить все этапы становления слуха.
— Становится ли людей, страдающих проблемами со слухом, меньше?
— К сожалению, нет. На 1000 детей один рождается глухим, а в возрасте 5 лет еще 2-3 ребенка теряют слух. По разным причинам. Во-первых, из-за инфекционных заболеваний: менингита, хронического гнойного отита и его последствий. Глухоту может вызвать применение определенных антибиотиков. Часто тугоухость у взрослых возникает после получения черепно-мозговой травмы, переломов в основании черепа, автомобильных аварий, падения с высоты.
Эти данные подтверждает и Всемирная организация здравоохранения. Количество глухих в мире растет, и это связано с факторами среды, с проникновением антибактериального лечения в развивающиеся страны. Но немаловажным фактором является и выявляемость нарушений слуха. Развивается диагностика, появляется большее количество врачей, проводятся различные бесплатные акции, скрининги среди детей, которые живут в развивающихся странах. Это тоже способствует тому, что цифра, свидетельствующая об увеличении количества детей с нарушением слуха, растет.
Источник: Южноуральская панорама