То, что слабослышащие и глухие люди плохо воспринимают или совсем не воспринимают звук, не значит, что они не проявляют интереса к музыке – об этом свидетельствуют набирающие популярность мюзиклы и рэп-баттлы на языке жестов. Однако люди все еще ограничены в возможности посещать массовые музыкальные мероприятия, пишет BuzzFeed.
По данным американского Национального института глухоты и других нарушений коммуникации, примерно 90% глухих детей имеют слышащих родителей, но лишь немногие изучают амслен (ASL, американский жестовый язык – основной язык в сообществах глухих англоговорящих) и зачастую не задумываются о том, что отсутствие возможности посетить музыкальное мероприятие в дальнейшем изолирует их от общества.
Для миллениалов концерты и музыкальные фестивали – популярный способ социализации и проведения досуга. Это возможность увидеть на сцене музыкальные группы и поделиться впечатлениями с сообществом единомышленников, из которого молодежь с нарушениями слуха не хочет быть исключенной.
«Для меня музыка – это не звук, это физические ощущения, – говорит полностью глухая собеседница BuzzFeed Лиза Крайер. – Я слышу через свои глаза и тело». На американском фестивале Lollapalooza она встает у колонок и опирается на металлическое ограждение сцены; для слышащего человека громкость невыносима, но Лиза ее не воспринимает, ощущая лишь вибрацию от басов.
Возможность почувствовать музыку глухому меломану дает обычная пустая бутылка из-под воды или любой контейнер, который также передает вибрацию. Слабослышащие посетители концертов стремятся попасть в передние ряды, чтобы встать или сесть рядом с динамиками: только так они могут слышать вокал.
Как отмечает BuzzFeed, исторически сообщество глухих и слабослышащих музыкальных фанатов, члены которого захотели получить независимость «в слухоцентричном музыкальном мире», пробовали различными способами получить к нему доступ. Они стали проводить собственные специализированные фестивали – BrickFest, Louisville’s DeaFestival Kentucky и San Antonio's Good Vibrations. На танцевальных вечеринках, где звучит музыка с сильными басами, диджеи, знакомые с особенностями слабослышащих людей, стараются разворачивать динамики в пол, а не ставить их наверх, как обычно. Глухие музыканты и предприниматели разрабатывают bluetooth-совместимые устройства в виде жилетов, рюкзаков и браслетов, которые можно синхронизировать с ритмом музыки.
Несмотря на эти нововведения, Крайер отмечает, что большинство концертных залов и фестивалей не имеют точек доступа для глухих. Крайер настаивает, что сурдопереводчики и специально выделенные места должны быть на каждом музыкальном фестивале, как это было сделано для колясочников: этого требует закон, независимо от того, знают ли заранее организаторы о возможных слабослышащих посетителях или нет.
Для многих поклонников тех или иных артистов важно слышать текст песен, но наличие сурдопереводчика на фестивале – это скорее исключение, чем правило.
«Если я хочу попасть на концерт, то должна планировать его далеко вперед: попросить о доступе, надеяться, что они найдут людей, чтобы мне помочь, надеяться, что они будут квалифицированными, – пожаловалась Лиза. – Я никогда не могу просто купить билеты в последнюю минуту или просто так присоединиться к друзьям: для этого требуется много времени, и это непросто сделать, что раздражает, потому что закон США об инвалидности требует, чтобы концерты были доступными для всех».
Между тем благодаря согласованным действиям защитников сообщества глухих и слабослышащих после 2014 года крупные фестивали начали создавать программы доступности для гостей с инвалидностью по слуху и предусматривать для них специальные места. С 2015 года для глухих и слабослышащих фанатов начали вводить приоритетный доступ. В 2017 году на пятой части 170 выступлений на фестивале Lollapalooza присутствовал сурдопереводчик. В июне этого же года американский хип-хоп-исполнитель Chance the Rapper объявил, что нанял команду сурдопереводчиков на оставшуюся часть своего турне, которое будет включать остановки на крупных фестивалях.
Культурные мероприятия для российских инвалидов по слуху
В России нарушения слуха имеют 13 млн человек, 250 тыс. из них лишены слуха частично или полностью, и для них актуальны те же проблемы, что и в США: несмотря на то что первый в мире Театр мимики и жеста для глухих людей появился именно в Москве, музыкальные мероприятия, адаптированные для глухих, в России – редкость; сурдопереводчики сопровождают выступления артистов главным образом на специализированных фестивалях.
«Среди культурных практик, характерных исключительно для «культуры глухих», самой популярной является посещение спектаклей на жестовом языке в Театре мимики и жеста, Специализированной академии искусств и так далее. Около 35% респондентов отметили, что бывали на данных представлениях более двух раз за прошедший год, а еще более 40% были на спектаклях 1-2 раза за прошедший год. Кроме того, люди с нарушенным слухом в среднем 1-2 раза в год посещают концерты с участием глухих и слабослышащих артистов и исполнителей, а также специализированные мероприятия (фестивали, концерты, конкурсы) для глухих и слабослышащих в парках Москвы», – отмечают авторы исследования «Паттерны культурного потребления глухих и слабослышащих: инклюзия или изоляция?» Надежда Астахова и Никита Большаков в «Журнале исследования социальной политики».
При этом 30% глухих и слабослышащих являются активными посетителями спектаклей и концертов, и более 60% людей с нарушениями слуха хотели бы посещать их чаще.
С 2009 года в Москве проходит фестиваль «Мир глухих». Мероприятие приурочено ко Всемирному дню глухих, его организатором является благотворительный фонд «Мир и Любовь». Одним из постоянных партнеров инклюзивного фестиваля является российский оператор сотовой связи «ВымпелКом» (предоставляет услуги под торговой маркой «Билайн»). С 2006 года компания разрабатывает мобильные технологии и специальные приложения, которые могут быть полезны людям, имеющим ограничения по слуху и зрению.
«В своей работе по внедрению ассистивных мобильных решений в повседневную жизнь мы обращаем отдельное внимание на необходимость разрушать стереотипы. Например, ежегодно мы рассказываем и показываем на нашем фестивале, насколько могут быть музыкальны и восприимчивы к музыке глухие люди. Наш фестиваль глухих абсолютно музыкальный – он состоит из песен (сопровождаемых переводом на жестовый язык), танцев, в которых принимают участие глухие танцоры. Фестиваль оснащен специальным танцполом, который может передавать вибрации, – рассказала руководитель социальных проектов «Билайн» Евгения Чистова. – Посмотрите, какое количество звезд первой величины соглашается принимать участие в фестивале. Это все пропаганда здорового отношения общества к данной тематике».
Чистова отмечает, что оборудование дает возможность выводить на часть экрана, который транслирует происходящее на сцене, сурдопереводчика, объясняющего смысл песен. «Этого достаточно, чтобы музыкальная культура не знала ограничений», – считает эксперт.
Источник: ТАСС