Ярославские студенты редко могут устроиться по специальности сразу после вуза. Егору Ершову повезло ещё меньше: он ничего не слышит и, несмотря на то, что получил престижную профессию, много месяцев остаётся безработным.
Образование не важно
Физический недостаток - не показатель интеллектуальных способностей. Егор – умный и симпатичный парень. Его мама Елена Георгиевна страшно переживала, когда сын оглох в детстве из-за осложнения после болезни.
Но это не помешало мальчику обучаться в школе, а затем поступить в Казанский авиационный институт. Сегодня Егор - высококвалифицированный инженер. Но применить свои знания ему негде. Оказалось, получить высшее техническое образование намного проще, чем найти работу в Ярославле. Молодой человек более полугода в поиске приемлемых вариантов. Служба занятости, как в насмешку, предлагает ему вакансии только разнорабочих или дворников.
«Егор обратился в службу занятости города, но это не дало никаких результатов, – рассказала Елена Георгиевна. – Работодатели не скрывают, что не хотят устраивать к себе инвалидов. Я не думаю, что это проблема только нашей семьи. Как обидно: люди с ограниченными возможностями тратят столько сил на преодоление своей болезни, пытаются вырваться из этого замкнутого круга. За границей глухие спокойно водят автомобили, занимаются своими увлечениями, снимают видео. Вы знаете, в Германии есть даже глухие дальнобойщики. Получается, люди могут дать стране намного больше, чем убирать снег во дворе, но государству это не нужно».
Вакансий нет
Инвалидов у нас много: по данным отделения Пенсионного фонда РФ по Ярославской области, в регионе живут более 112 тысяч людей с ограниченными возможностями, из них 25 тысяч – в трудоспособном возрасте, но работают из них лишь четверть!
В течение 2016 года в службу занятости за помощью в трудоустройстве обратились более 1,5 тысячи человек с ограниченными возможностями, но только 30% нашли себе занятие, позволяющее хоть как-то зарабатывать на жизнь.
«Есть сложности трудоустройства граждан, имеющих инвалидность, – рассказал Владимир Захаров, директор областного департамента государственной службы занятости населения. – Ограничения по медицинским показаниям сужают спектр вакансий, на которые они могут быть трудоустроены. Для большинства инвалидов рекомендованы лёгкие подсобные или административно-хозяйственные работы, труд в дневное время, неполный рабочий день. Это не востребовано на рынке труда. Ещё одна серьёзная проблема: работодатели неохотно принимают на работу инвалидов. Причины разные: руководителям организаций нужно соблюдать трудовое законодательство, обеспечить социальные гарантии, следить за соответствием условий работы инвалида рекомендациям, содержащимся в их индивидуальной программе реабилитации».
Существует система квот, которая, по сути, принуждает работодателя к найму людей с ограниченными возможностями. Но она небольшая. Сейчас установленная квота для трудоустройства инвалидов в области составляет 4 тысячи рабочих мест. Как сообщает департамент государственной службы занятости населения области, банк вакансий формируется ежемесячно. Его размещают в открытом доступе на странице департамента. Сейчас там информация о 1280 вакансиях, из которых для специалистов с высшим образованием – только 347.
Работодатели, а это директора организаций и предприятий, чиновники и бизнесмены, к несчастью, глухи к проблемам инвалидов. Мы будто сами все живём в «стране глухих».
Источник: АиФ