В Саратове глухой мужчина умер в больнице: к нему не пустили переводчика. К тяжелобольному глухому инвалиду в одной из больниц Саратова не пустили дочь-сурдопереводчика. Впоследствии мужчина умер.
– У нас нет доказательств, что инвалид не получил необходимого лечения и что именно с этим связана его смерть. Однако сам такой факт вызывает беспокойство. Это не единственный подобный случай, причем в том же самом медицинском учреждении, – рассказал руководитель центра сурдоперевода Илья Хахулин.
Как рассказал Илья, в прошлом году его глухонемого отца в эту же городскую больницу привезла «скорая помощь» с серьезным заболеванием. Хотя отец не мог объясниться с врачами, сына в больницу не пустили. На удостоверение сурдопереводчика, которое он показывал, даже смотреть не стали. Персонал сослался на распоряжение администрации медицинского учреждения. В результате к отцу Хахулин смог попасть только на следующий день.
По законодательству присутствие сурдопереводчика необходимо при совершении инвалидом по слуху каких-либо нотариальных действий, в суде, в правоохранительных органах. Про присутствие сурдопереводчика во время оказания медпомощи гглухому или слабослышащему человеку ничего не сказано. Однако это не значит, что проблем с коммуникацией не возникает. Хотя все зависит от конкретных людей. В некоторых случаях врачи сами звонят родственникам глухого пациента, просят, чтобы они приехали и помогли объясниться.
Как объясняют в обществе глухих, есть у проблемы медицинского обслуживания таких инвалидов и еще одна сторона. По закону, государство гарантирует им ежегодно до 40 часов бесплатного сурдоперевода. Хотя в регионе вот уже несколько лет пытаются наладить электронную запись к врачам, очереди в поликлиниках сохранились. И вместе с глухонемыми пациентами в этих очередях ждут и сурдопереводчики. И потраченные государством деньги уходят впустую. В свою очередь медики объясняют, что принимать таких пациентов вне очереди они не вправе, поскольку в таком случае будут ущемлены интересы других больных.
Сейчас на 3,5 тысячи глухонемых в Саратовской области всего десять сурдопереводчиков, которые работают в областном центре. Еще по одному специалисту в Балаково и Аткарске. Между тем, сумма средств, которая выделяется из областного бюджета на оплату услуг сурдопереводчиков, в регионе не менялась с 2012 года. Хотя расценки за такую работу в Саратове за это время выросли со 150 до 350 рублей в час, а в Москве стоимость услуги составляет сейчас уже 750 рублей. В результате время бесплатного обслуживания инвалидов по слуху снизилось до 20 и даже 10 часов сурдоперевода.
– Обращение по поводу отказа сурдопереводчику направлено в областное министерство здравоохранения, нам обещали разобраться, – рассказывает Уполномоченный по правам человека в Саратовской области Татьяна Журик. – Насколько я понимаю, проблема была во многом из-за того, что больной находился в реанимации, куда ограничен доступ. Кроме того представители минздрава обещают, что направят письмо главным врачам поликлиник, чтобы они больше обращали внимание на таких пациентов, когда те приходят на прием. Необходимо провести мониторинг, насколько часто возникают подобные ситуации, и по его результатам принимать решение.
Источник: Российская газета