Фильм украинского режиссера Мирослава Слабошпицкого "Племя", получивший специальные награды на Каннском кинофестивале и Гран-при на российском кинофестивале им. Тарковского "Зеркало", стал в июле и лауреатом ереванского кинофестиваля "Золотой абрикос".Картина рассказывает о выживании подростков в школе-интернате для глухих детей, и все роли в ней исполняли актеры, которые не слышат. Одну из ролей второго плана - жестокого вора по кличке Шнырь - сыграл российский артист Александр Сидельников. Александру 23 года, он живет в Рязани и мечтает покорить киноолимп.
Александр, как вы попали в эту картину?
Александр Сидельников: В Интернете я увидел информацию о кастинге в фильм "Племя". Решил принять участие, но сомневался, ехать ли: фильм будут снимать в другой стране, в Киеве. А я учился тогда во Владимире. Все же рискнул, прошел все этапы, к своему удивлению, но потом роль, которую я должен был играть, убрали из сценария. Я расстроился, но вдруг мне написала креативный продюсер Елена Слабошпицкая, спросила, смогу ли я срочно приехать на пробы. На пробах было сложно: другая, совершенно противоположная моему характеру роль. Чувствовал себя не в своей тарелке. Потом уехал, а через неделю мне сообщили об утверждении.
Начались репетиции. На съемках мне сначала было тяжело: надо было унижать ребят со сладострастным упоением, равнодушно ходить по их головам, безжалостно ломать им хребет... Я смотрел фильмы с жестокими сценами, репетировал, "вызывал" образы тех людей, которые подло со мной поступали, и во мне вскипала ненависть... Держал это чувство перед началом каждой съемки. Мне очень помогла ассистент Анфиса Худашева, у нее великолепный жестовый язык, она доносила до нас замысел режиссера. Постепенно все пришло в норму. Играть отрицательную роль стало интересно, я поймал кайф.
Это был ваш первый опыт работы в кино?
Александр Сидельников: Да. Когда я учился в школе глухих детей, то занимался театральной самодеятельностью в ансамбле жестового пения. Другие ребята тоже впервые играли: Гриша Фесенко (исполнитель главной роли) не участвовал даже в художественной самодеятельности, а Яна Новикова в свое время занималась тоже жестовым пением, танцами и пантомимой. Никакого опыта работы в кино не было. Но мы очень старались.
В фильме много жестких сцен. Вас не оттолкнула жестокость сценария?
Александр Сидельников: Сценарий я узнавал по частям, перед каждой съемкой. Знал только детали образа своего персонажа - подлого и хитрого. Жестокие сцены было трудно принять: я понимал, что эту жестокость могут воспринять глухие ребята, скопировать поведение киношных героев. Надо объяснять детям и даже взрослым, что художественный фильм - это всего лишь вымысел. Я глухой, вырос в стране глухих и могу сказать, что ужасов, изображенных в фильме "Племя", я не встречал. Вообще картина задумывалась как эксперимент с формой. Слова заменили жестовым языком. Мирослав сказал, что не планировал поднимать социальную проблему глухих. Была попытка снять необычный, интересный, шокирующий фильм.
Какие особые условия нужны глухим актерам на съемочной площадке?
Александр Сидельников: Важно, чтобы на съемках присутствовал человек, отлично знающий жестовый язык, посредник между глухими актерами и остальной группой. И не просто переводчик жестового языка, но человек, который понимает психологию глухих, любит их. А в остальном мы обычные люди. Мы просим называть нас глухими, а не глухонемыми. Глухонемые - это устаревший и некорректный термин. Это все равно что называть вас, здоровых людей, слышащеговорящими. Глухие совсем не слышат, и независимо от того, говорю я голосом или нет, я глухой.
Когда закончились съемки фильма, остались ли вы довольны своей работой? И понравился ли фильм?
Александр Сидельников: Смешно, но глухие актеры до сих пор не видели фильм целиком. Несколько раз смотрела фильм только Яна Новикова, на фестивалях. А я впервые увидел фильм спустя три месяца после съемок, на фестивале имени Тарковского "Зеркало". Очень ждал этого момента. Смотришь и не веришь, что это сыграл ты!
Хотите ли вы и дальше продолжать актерскую карьеру? В каком фильме вы смогли бы сыграть?
Александр Сидельников: Всю жизнь мечтаю сниматься в кино! В детстве смотрел много фильмов с субтитрами, хотя в 2000-х было очень трудно достать такие видеокассеты, и иметь их было счастьем для глухих людей. Мои любимые фильмы - старые советские и американские 80-90-х. Я готов сутками не вылезать со съемочной площадки, готов играть любого персонажа. После "Племени" я обрел уверенность в том, что любая роль мне под силу, и считаю себя профессиональным актером, но только в рамках отрицательной роли.
Можно сказать, мечта сбылась?
Александр Сидельников: Да, почти: я снялся в сильном и нашумевшем на весь мир фильме. Но это мечта длиной в целую жизнь: сниматься в фильмах, гастролировать. Хочу, чтобы мир обратил внимание на глухих талантливых людей. Глухие могут делать то же самое, что и слышащие актеры. Есть же дублеры, они будут говорить за них, также нужен хороший, профессиональный переводчик жестового языка - если он есть, то проблема решена. Глухие люди талантливые, честные, трудолюбивые. Надо дать им возможность пробовать себя. Фильм "Племя", я уверен, разбудит режиссеров, они обратят внимание на глухих актеров. Кстати, мне совсем недавно пришло одно интересное предложение. Правда, не хочется разглашать. Я суеверный человек.
Чем вы еще занимаетесь кроме увлечения кино?
Александр Сидельников: В своем канале на YouТube я выкладываю видеоролики на тему жестового языка. Моя цель развивать жестовый язык и делать его популярным. Интернет очень удобная штука, дает глухим много возможностей. Мы, глухие, воспринимаем мир визуально, не через слух, поэтому у нас обострено зрение. Кино идеально в этом смысле, это предел визуальности, дальше некуда.
Источник: "Российская газета".