Кадр из фильма «CODA: Ребёнок глухих родителей»
Самым громким на «Оскаре» в этом году стал фильм о глухих. Добро.Журнал встретился с москвичом, который вырос в семье слабослышащих, и посмотрел вместе с ним ленту.
Фильм «CODA: Ребенок глухих родителей» победил на 94-м «Оскаре». Аббревиатура CODA расшифровывается как Child of Deaf Adults – дословно «ребенок глухих родителей».
Кадр из фильма «CODA: Ребёнок глухих родителей»
Ребенок глухих родителей встречает меня в офисе Всероссийского общества глухих. Уже вечер и в коридорах символично ни звука, ни суеты. Григорий Туринцев — операционный директор общественной организации. Поставив перед собой чашку черного кофе, открывает ноутбук и с улыбкой замирает перед экраном, перебирая пальцами, пока загружается фильм. Даже, когда молчит, Григорий разговаривает. На непонятном мне – жестовом языке.
– До прихода в ВОГ (Всероссийское общество глухих прим. ред.) я никогда не обращал внимание на то, что у меня два родных языка, на которых можно говорить одновременно. Когда я еду в машине и начинаю думать, я проговариваю какие-то вещи руками. Голос и жесты – эти два языка существуют в моей голове параллельно, – говорит Григорий, будто под музыку шевеля пальцами.
Григорий Туринцев
Фильм загрузился. Первые две минуты никаких диалогов. Шум моря, ветра и песня, которую никто не слышит, кроме Рубби – дочери рыболовов, которая вне учебы в школе помогает глухим родителям и брату в их семейном деле.
– Мой папа 40-го года рождения, – комментирует Григорий, – Он оглох очень рано, в три года. Пошел кататься с горки, ботинок своих не было, взял взрослые, примотал веревками к ногам и потерял их, пока катался. Босиком папа отправился домой и боясь, что получит от мамы, пошел спать не домой – почти на улицу, на сеновал. Очнулся он уже в больнице. Без слуха. Но так как его отец пропал без вести на фронте в самом начале войны – папой особо никто и не занимался.
У мамы ситуация другая. Она тоже оглохла совсем маленькой – в полтора года, но у нее остался слух, ей много занимались родители: учили разговаривать и общаться, читая по губам. Она могла говорить так, что многие не догадывались, что она глухая. У папы все сложней. Но это не помешало ему поднять трёх детей. Я им восхищаюсь.
Григорий – младший в семье Туринцевых. Его брат и сестра так же, как и он слышат. Героиня фильма – в меньшинстве. В ее семье никто не понимает речь и…ее увлечение музыкой. Сидя за столом, мама ей так и говорит: «Будь я слепой, ты бы захотела рисовать?».
– У нас в семье было трое детей. Трое слышащих детей. В данном конкретном случае она выпадает из семьи. Родители очень много мной занимались. Я никогда не ощущал себя чужим в семье. У нас были общие интересы, досуг. Игры в карты, домино, например, мы с папой каждые выходные ездили в бассейн «Москва», – глаза Григория загораются огоньком воспоминаний. – Эта сцена не про глухих и слышащих. Эта сцена про отцов и детей.
В кадре Рубби и ее семья. Жарко и даже громко спорят. Рубби хочет профессионально заниматься музыкой, поступать в другой город. У нее не только любовь к пению, но и талант. Школьный педагог ее бесплатно готовил. Родители против – они лишатся бесплатного переводчика. Единственной нити между миром глухих и... говорящих.
– Если говорить на языке жестов, есть два мира: глухие и говорящие, – прерывает эпизод рассказом Григорий. – Огромное влияние на мое свободное владение жестовым языком оказало то, что когда появились сериалы «Рабыня Изаура», «Богатые тоже плачут», мама собиралась с подругами, сажала меня возле телевизора и я заменял им переводчика. Однажды папа меня разбудил и сказал, что он договорился с мамой, что я во внеурочное время посмотрю фильм со всей семьей. Это был фильм «Хищник» с Арнольдом Шварценеггером.
Может ли ребенок отказать родителям? Этот вопрос я мысленно адресую Рубби. Она готовится к поступлению в колледж, она опаздывает на уроки, потому что вдруг к родителям приехало телевидение и ей нужно переводить. Этот вопрос я задаю Григорию.
– Меня никто не спрашивал, хочу я переводить или нет. Возможно, было такое, что притворялся спящим, но я не помню этого… Фильм идет, брата или сестры нет, родители идут и будят меня, потому что тогда фильм нельзя было остановить – надо посмотреть и точка. Родителям очень трудно иногда уловить тот момент, когда ребенка надо отпустить и это опять не про глухих и слышащих, это про отцов и детей, — настаивает Григорий.
Сцена про сцену. Школьный хор, куда ходит Рубби даёт концерт. Её отец, мать и брат смотрят, но не могут расслабиться, их взгляды блуждают по залу в поисках той эмоции, что выдают зрители. Семья Рубби не знает, как реагировать и только по реакции зала считывает происходящее на сцене.
– Мои родители тоже ходили на мои какие-то праздники, сейчас я понимаю, что им было совсем непонятно. В фильме люди восхищаются тем, что делает их ребенок, они понимают, насколько это ценно и тоже аплодируют. Естественно их восхищение не связано с номером, они отдают дань уважения ребенку. Моя мама чувствовала низкие частоты, ритм. Она, в отличие от папы, понимала попадаю я в ноты или нет. А еще она танцевала в театре.
Все три актера из семьи Рубби – реальные слабослышащие или говорящие, как обозначают на языке жестов. В фильме выпукла Рубби. В разговоре с Григорием – его мама и папа. Будто и нет никаких проблем у детей глухих родителей, у них такая необходимая жизненная закалка.
– Я не слабо так огребал в драках, когда папу обзывали фашистом, потому что у него совсем другая речь. Как сформировалась до трех лет, такой и осталась. Для меня он говорит понятно, для других - это набор гавкающих звуков. Когда в детский сад за мной приезжал папа, одногруппники обзывали его. У нас были стычки с ребятами. Я плакал не из-за того, что родители глухие, а из-за того, что я не могу их отстоять. Эти драки были из-за того, что оскорбили моих родителей, – в глазах Григория читается грустный блеск.
Фильм закончился. Грустно или нет… обойдемся без спойлеров. А историям про родителей Григория нет конца. Например о том, как, чтобы поступить на учебу отец подделал документы, сократив возраст на пару лет. Или о том, как до появления смартфонов родители общались с друзьями с помощью факса.
Чем не сюжет для нового кино? Не о глухих или говорящих, а о многообразии жизни, укрепляющем дух и не дающем зачерстветь сердцам.
Источник: Добро.Журнал