Глухой актер Александр Сидельников: «С наслаждением играл отрицательного героя!»

– Саша, расскажите, пожалуйста, о своем детстве, семье. У вас неслышащие родители? Где и как вы росли, где учились? С кем дружили?
– Я родился и вырос в Рязани. Мои родители – глухие, а в 9 месяцев после болезни и я потерял слух. Мама много и упорно со мной занималась, учила читать-писать. За это ей низкий поклон. Я учился в специальной школе для глухих и слабослышащих. И там, в школе, увлёкся творчеством – начал петь песни на жестах, танцевать, играть роли в сценках. Со школы всё и началось, спасибо за это художественному руководителю Ларисе Николаевне Шариповой. Позднее появилась страсть к просмотрам фильмов с субтитрами. Потихоньку зародилась мечта об актерской стезе…

Александр Сидельников в детстве.

В школе я очень хорошо ладил и дружил со своими глухими одноклассниками. Вместе с ребятами ездил на детские фестивали, выступал на сцене, занимал призовые места. У меня было интересное творческое детство!

– А вообще, часто ли получается дружить у людей со сниженным слухом и с «обычным»?
– Не всем глухим получается дружить со слышащими людьми. Почему? В каждом сообществе свой особый мир, свой язык, свои интересы. Иногда глухие дружат со слышащими, если их что-то связывает. Но чтобы потом перейти в крепкую дружбу – нет, такое редко встречается. А любовь между глухими и слышащими встречается, такое бывает гораздо чаще (смеется).

– Как вы попали на съемки фильма «Племя» (фильм режиссера Мирослава Слабошпицкого о жизни интерната для глухих, вышедший в 2014 году и завоевавший более 40 наград — прим.ред.)? Понравился ли вам сценарий сразу, или вы просто ухватились за возможность сняться в кино? Переосмыслили вы сюжет фильма в процессе работы?
– Как я попал на съемки? Это была длинная история, с неожиданными поворотами… В интернете появилось объявление о наборе актеров для фильма «Племя». Долго сомневался, ехать или нет. Я в это время учился в университете во Владимире, а кастинг проходил в Украине. После разговора с другом я, наконец, решился поехать на пробы. Вроде, я прошёл, мне дали небольшую эпизодическую роль. Я расстроился, пришлось смириться. Но режиссер эту мою маленькую роль позднее вычеркнул из сценария, чтобы не перегружать фильм. Всё, до свидания, фильм, мои мечты! Но неожиданно освободилась другая роль, меня попросили срочно приехать на пробы – и утвердили, к моей неописуемой радости, на большую роль!

Съемки фильма «Племя».

Что касается сценария, то его нам не давали. Мы не знали, что будет в фильме. Думаю, нам сценарий не давали из опасений, что мы откажемся сняться в таком жестоком фильме. А подходящих глухих ребят было мало, их и так еле отобрали на все имеющиеся роли, заменить их было бы некем. И вообще осталось мало времени до начала съёмок. Где-то в конце съёмок выяснился весь сюжет…

Если поразмыслить, то фильм «Племя» – это дилемма, вопрос о том, как поступить, какой путь выбрать. На зло отвечать злом? Или добром? Герой фильма, как и многие из нас, увы, выбирает первый путь. Мы ощущаем в конце просмотра, что свершилось «справедливое возмездие». Но с другой стороны, выходим из кинозала с опущенной головой, нет положительного настроя, перспектив… Вот, есть о чём задуматься.

Съемки фильма «Племя».

Съемки фильма «Племя».

Ухватился ли я за возможность сняться в кино? Да, конечно. Я прекрасно понимал, что это – шанс, который может больше не повториться. Никто не знает, будут новые съёмки с глухими актерами или нет… И вообще я мечтал сниматься в кино. Как я могу упустить такой подарок судьбы?

– Расскажите о персонаже, которого вы играли. Много ли у вас общего? Сложно ли было «вжиться» в роль?
– В сценарии мой персонаж фигурирует под кличкой Шнырь. Он хитрый, наглый, жестокий и расчетливый. Но проявляет себя двойственно. На виду у Короля, лидера школьной банды, Шнырь в отношении главного героя (новичка) ведёт себя в строгом соответствии с неписаными законами «племени», то есть грубо, цинично, безжалостно. А при отсутствии шефа мой герой смягчается, сбрасывает маску. Всё-таки где-то в глубинах души остались в Шныре обычные человеческие чувства, он пытается подружиться с новичком, с главным героем, наладить отношения, даже сочувствует ему…

Много ли у нас общего? Нет, нет и еще раз нет! Мне прежде всего интересно было играть отрицательную роль. Честно говоря, сначала я даже не мог представить себя в этой роли, так как у меня другой, противоположный характер, я не хулиган по натуре. Пришлось вспомнить старые обиды, переживания и держать их в голове, чтобы разжигать себя, злиться на тех, кто это сделал. Мне с трудом далось перевоплощение, но потом, дальше, я так увлёкся, что этого Шныря я играл с большим наслаждением! Выпускал пар (смеется).

– Чем вы занялись после съемок? Трудно было расстаться с кино?
– После съемок я вернулся к обычной жизни, к учебе в университете. Грустно было расставаться с коллегами и новыми глухими друзьями, которых я приобрёл в Киеве за те пять месяцев, что жил и работал там. Это большой срок! Потом я начал «путешествовать» с фильмом «Племя» по российским городам, по местам проката, по фестивалям. Фильм собрал богатый урожай наград – больше 40. Ездил в Киев и Минск представлять фильм, вместе с другими актерами. Самым впечатляющим событием для меня стало вручение Ники фильму «Племя» в Москве. Мне очень нравится общаться со зрителями, отвечать на вопросы после сеансов фильма. Везде меня хорошо принимали.


На последнем курсе я стал работать в видеостудии Московской городской организации Всероссийского общества глухих. Интересная, увлекательная работа. Суть работы простая. Надо пересказывать на жестовом языке текстовые статьи из газеты «Мир глухих», под видеозапись. Потом эти видеозаписи заливают на Youtube, их просматривают глухие пользователи интернета. А сам интернет сейчас стал неотъемлемой частью жизни глухих людей. Очень удобная штука! Появилось много хороших проектов, где транслируются видеоролики на жестовом языке, с субтитрами. Например, сайт МГО ВОГ, портал Глухих.нет, сайт Всероссийского общества глухих, торрент-трекер русских субтитров ДХП.

– Каковы основные трудности глухих и слабослышащих людей в России? С какими бытовыми проблемами вы встречаетесь каждый день?
– Самые большие проблемы у глухих – это трудоустройство и нехватка квалифицированных переводчиков жестового языка. Работодатели не хотят брать на работу глухих, потому что «как с ними разговаривать?» Ничего сложного в этом я не вижу, у глухих очень хорошо развито зрение, быстро запоминают, подхватывают по ходу работы. Не надо много жестов знать, чтобы общаться с ними. Десять достаточно. Например, «понятно?», «хорошо», «работать», «смотри внимательно» и т.д.

Насчет нехватки переводчиков: очень низкая зарплата. В 2012 году был принят закон о статусе русского жестового языка. Этот закон гарантирует подготовку переводчиков и преподавателей жестового языка. Пока дело медленно идёт. Глухие вынуждены сами справляться с проблемами общения: в поликлинике, в полиции, в государственных учреждениях.


Мои друзья на 90% – глухие. Они живут в разных городах и странах СНГ… Мне с глухими легче общаться. Это моя родная атмосфера, мир, понятный мне. Среди слышащих я чувствую себя не в своей тарелке, потому что общение затруднено. Приходится писать на бумаге, на телефоне.

– Какую лексику по отношению к людям с физическими особенностями считаете приемлемой? Допускаете ли слова «инвалид», «глухой», «немой»? Если нет, то почему, какие слова рекомендуете использовать?
– Часто нас, глухих, называют «глухонемыми» – это некорректный и устаревший термин. Называйте нас простым словом «глухие». Или «неслышащие». «Немой» не советую употреблять, потому что у нас есть язык – жестовый язык, на нём мы общаемся. Некоторые глухие могут говорить голосом. Кроме глухих, есть группа слабослышащих. У слабослышащих неплохой остаточный слух, с ними можно разговаривать голосом. Глухие люди, как и слышащие, живут, учатся, работают, влюбляются, женятся . И ещё мы спим крепко, никакой шум нам не мешает (смеется).

– Расскажите о своих планах на будущее!
– Честно говоря, не люблю говорить о своих планах на будущее… Предпочитаю не афишировать до последнего, тихо действую. А потом – опа! Сенсация! Так интереснее. А если говорить в общих чертах, то это, конечно, нетрудно угадать. Это – реализация себя в творчестве.

И ещё я очень хочу, чтобы режиссеры обратили внимание на глухих людей. Они очень талантливые и трудолюбивые люди. Они могут всё!

Источник: НЕ ИНВАЛИД.RU