Кто не знает известную сказку "Бременские музыканты" братьев Гримм? Незамысловатый сюжет о бродячем цирке с участием животных-артистов-музыкантов часто используется в различных мультфильмах, фильмах, мюзиклах и театральных постановках...
Для театра Мимики и Жеста "Бременские музыканты" стали не просто очередным спектаклем для детей и взрослых, а премьерой. И не простой премьерой, а с неожиданным сюжетом!
Интрига стала раскручиваться с самого начала спектакля, когда королевский Шут спокойно и обыденно, как бы между прочим, объявил, что Принцесса - единственная глухая в Королевстве. Эта "невинная" реплика, можно сказать, как пружина сжала интерес зала, потому что на спектакль в подавляющем большинстве пришли неслышащие зрители!
Дальше - больше! Очень скоро выясняется, что слышащий Король и его дочь не понимают друг друга. Король искренне любит свою дочь, желает ей только добра. Но именно его любовь является причиной одиночества Принцессы.
Роль "говорящего" и добродушного Короля великолепно сыграл Сергей Семененко. Да так, что действительно узнавалось поведение слышащего человека, пытающегося пообщаться с глухим.
- Ну, доченька! Ну, скажи КО-РО-НА...
Пытаясь как-то решить вопрос непонимания и мечтая о том, чтобы Принцесса была как все и научилась говорить голосом, Король пригласил для нее Педагога, обладателя целой стопки непонятно каких дипломов по обучению глухих.
Мрачный Педагог-мучитель, которого убедительно сыграл Сергей Родин - противник и гонитель жестовой речи. Зловещий, слегка согбенный маленький человек, бесшумно расхаживающий по сцене, вызывал антипатию. Особенно когда безжалостно донимал бедную Принцессу (Ольгу Вологжину) своими уроками "говорения"...
Единственной отрадой у одинокой Принцессы был слышащий друг Шут, знающий... жестовый язык, благодаря... своим глухим родителям. Еще одна интрига!
Чуть ехидный, но веселый и добрый Шут (Максим Тиунов) пытается, как может, помочь своей подруге, развлекая ее и обучая новым жестовым словам.
Шут (передразнивая уроки Педагога): "А-а-а-а! О-о-о! У-у-у!"
Педагог всем сердцем не любит Шута, видя в нем источник всех бед Принцессы
Педагог: "Запомни! Руками говорить нельзя!"
- Так! Открой рот... Сейчас будем ставить тебе звуки...
Все бы и оставалось по-прежнему грустно и печально, и все шло бы тихо и скучно до скончания веков, если бы в Королевство совершенно случайно не забрели веселые артисты из города Бремена - Кот, Пес, Петух и Осел во главе с Трубадуром. И по всем канонам интриги эти артисты - ну, конечно же, совершенно случайно! - тоже оказались глухими!
Забегая вперед, бременских музыкантов играли выпускники Российской государственной специализированной академии искусств (РГСАИ) (бывший ГСИИ), принятые в этом году на работу в театр Мимики и Жеста. И для молодого пополнения театра премьера спектакля стала премьерой вдвойне: для них - это также первое выступление!
Все музыканты были - как на подбор - смешливые, задорные, талантливые: ловкий и хищный воришка-Кот (Алексей Лемешев), сильный и упрямый Осел (Руслан Коловский), яркий и громогласный Петух (Игорь Стрелкин), верный и преданный лохматый Пес (Павел Родионов).
Стражники (Ани Абрамян и Мударис Музафаров):
"А артисты глухонемые. Вот руками машут!"
Как в любой хорошей сказке - стоило обменяться взглядами нищему и романтичному Трубадуру, которого играл Вадим Николаев, и Принцессе, как между ними возникло влечение...
Любовь с первого взгляда! Классика жанра!
- А принцесса-то, как мы - глухая!
Мы к вам заехали на час!
Привет! Bon jour! Hello!
А ну, скорей любите нас,
Вам крупно повезло.
Ну-ка, все вместе
Уши развесьте,
Лучше по-хорошему
Хлопайте в ладоши вы!
Увы, музыканты пришлись не ко двору.
Оно и понятно: Король страстно мечтал,
чтобы его дочь была как все и не говорила руками...
Тем временем, сказка все больше и больше жила своей жизнью, изредка возвращаясь и перекликаясь с сюжетом братьев Гримм.
...Злобный Педагог решает завладеть королевским троном, для чего в помощь привлекает банду разбойниц, живущих в глубине леса. Стоит ли удивляться, что и разбойницы с Атаманшей тоже были глухими!
На редкость живописные и стильные разбойницы (в исполнении Марины Фоминой, Светланы Вакуленко, Юлии Агаповой и Елены Молосновой), ничего не подозревая, пленяют хитрого Педагога, и приволакивают его ко своей Атаманше.
Роль Атаманши - подозрительной, чуть истеричной, но красивой вамп-женщины, изумительно сыграла Елена Бирюкова.
- Это еще кто? Королевский Педагог? Нищий и пустой?
Тут-то и выяснилось, что Педагог-мучитель не так-то прост: он и сыщик, и шпион, и агент всевозможных известных и неизвестных разведок. Плюс ко всему... превосходно владеет жестовым языком глухих! Нет, воистину, куда еще круче и интриганистее!
- Жестовый язык - во! В разведке удобная вещь!
Вообще-то, несмотря на явную гротескность стремительно развивающихся и сменяющихся сцен в спектакле, невольно замечаешь, что на самом деле новый сюжет сказки точно передает реальные события. Они - из нашей современной жизни, и от этого никуда не уйти.
... Планы коварного Педагога и наивных разбойниц срывают бременские музыканты, спасая Короля от пленения.
- Помогите! Спасите!
- Вы спасли мое Величество! Половину Королевства за спасение моего Величества!
- Нет, ваше Величество, я всего лишь хочу увидеться с вашей дочерью. Понимаете?
Несмотря на крушение своих планов коварный Педагог не отступает. Он, ловко "переводя" простодушному Королю в свою пользу то, что говорит на жестовом языке доверчивая Принцесса, обманом заставляет отца выдать за него свою дочь...
Но сказка не была бы сказкой, если бы она не была с хорошим концом.
Шут терпеливо объясняет Королю, что Принцесса любит Трубадура, а злобный Педагог на самом деле хочет захватить Королевство. И что если бы Король знал жестовый язык, то он бы смог общаться со своей дочерью и не было бы таких проблем...
Король: "Объявляю вас мужем и женой!"
Шут: "Па-па".
Король (повторяет): "Па-па".
Шут: "Дочка".
Король: - Не так надо, а вот так - "Доченька"!
Шут: - Слушай, что тебе говорят: "Дочка"...
Ничего на свете лучше нету,
Чем бродить друзьям по белу свету.
Тем, кто дружен, не страшны тревоги,
Нам любые дороги дороги.
Нам любые дороги дороги!
Зрительный зал полон. Спектакль-то заявлен как детский,
но, кажется, взрослых здесь гораздо больше...
Подарок зрителя - игрушка в виде известной "пирамиды" из "Бременских музыкантов" -
что может быть лучше такой высокой оценки артистам?
О ком думает это маленький зритель? Конечно, о маме...
Вице-президент ВОГ и директор театра Мимики и Жеста Н. С. Чаушьян поименно поблагодарил всех, кто принимал участие в создании спектакля: это не только артисты,
но и гримеры, звукорежиссеры, осветители, художники и многие-многие другие...
...среди которых и Михаил Веселов -
автор адаптированного сценария "Бременские музыканты",
он же - главный редактор газеты "Мир глухих"
Вот и все.
"Бременские музыканты" - необычная премьера с необычным сюжетом. Спектакль состоялся и получил путевку в жизнь, в первую очередь - благодаря финансовой поддержке Комитета общественных связей г. Москвы.
А также отделу социальных программ и проектов Управления социальной политики и реабилитации ВОГ (руководитель отдела Максим Ларионов).
"Бременские музыканты" - спектакль, который очень удачно ушел от оригинального сюжета братьев Гримм, но абсолютно совпал с основной мыслью сказки: миром правит любовь, дружба и доверие. И совершенно неважно, кто ты: большой или маленький, толстый или худой, глухой или слышащий...
Театр Мимики и Жеста старается баловать и радовать своих зрителей новыми постановками и премьерами. И "Бременскими музыкантами" театру это сделать удалось. В очередной раз. Теперь детский мюзикл "Бременские музыканты" постоянно будет в афише театра.
Видеонарезка из спектакля "Бременские музыканты"
Видеонарезка из спектакля "Бременские музыканты",
сделанная специально для афиши.
(С полной афишей вы можете ознакомиться здесь)
Блиц-опрос
Роберт Фомин, режиссер-постановщик:
- Одной из главной сложностью этой постановки можно назвать именно сценарий, мы вместе с Михаилом Веселовым увлеченно работали над ним, наверное, почти месяц. Пришли в себя - опа! - получился почти пятичасовой спектакль! А это было в октябре! Пришлось сокращать, кромсать, резать по живому. Отказываться от сюжетов было безумно жаль. Но времени было катастрофически мало!
И еще одна сложность: артистов задействовано много, и непросто собрать всех на репетицию одновременно. Отрабатывали частями, кусочками, "связки" рвались. Порадовали молодые артисты, недавние выпускники Российской государственной специализированной академии искусств. Все они "горят", инициативны и активны, нет равнодушных. Спектакль мы делали на ходу и все вместе. Что из этого получилось - судить зрителю.
Родион, маленький зритель, 7 лет:
- Все здорово! Мне очень понравилось. Все артисты классные! Это самый лучший спектакль из тех, которые я видел.
Татьяна, его бабушка:
- Я тоже в восторге от спектакля. Надо, чтобы побольше глухих посмотрело. Я всем своим обязательно расскажу и посоветую сходить на эту постановку!
Даша, молодая девушка:
- Ну что я могу сказать? У меня просто нет слов! А, нет-нет! Одно слово есть - "паф"!
Николай, случайно пришедший:
- Вооооо!
Андрей, родитель:
- Я приду еще раз.
(сын, или внук): - И я тоже!
Александра, завсегдатай, 7 лет:
- Я всех молодых артистов знаю! С детства с ними. Интересно было смотреть, как они выступают.
Варвара Ромашкина, руководитель отдела переводчиков жестового языка Российской государственной специализированной академии искусств (РГСАИ) (бывший ГСИИ)
- Постановка интересная и красивая. Именно такой спектакль был нужен! И еще, я пришла посмотреть на своих глухих ребят-артистов, выпустившихся этим летом из академии. Они, на мой взгляд, освежили театр. Привнесли свою струю.
Источник: Театр Мимики и Жеста