В нашей стране периодически поднимается тема о взаимоотношениях Церкви и общества. И порой эти взаимоотношения принимают острый характер, если не скандальный. Казалось бы, что неслышащих людей эти скандальные отношения не коснутся. Ведь во многих городах России проходят богослужения с сурдопереводом, к инвалидам по слуху в церкви относятся с заботой и вниманием. Однако, как оказалось, так происходит не везде. Совсем недавно случился скандал в Москве, в Симонове монастыре. Подробности – в материале на сайте «Глухих.нет».

Московский храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери бывшего Симонова монастыря, патриаршее подворье, – уникальный храм в Москве, где богослужение ориентировано на слепоглухих и неслышащих людей. Храм расположен по адресу: улица Восточная, дом 4.

Одна неслышащая московская семья решила привезти вещи в храм. «Я иногда сдавала вещи в этот храм: как новые, так и бывшие в употреблении, – рассказывает слабослышащая москвичка Ангелина.Сотрудники храма всегда доброжелательно относились ко мне, указывали, куда надо сдавать вещи…»
 


И вот, в очередной раз семья решила привезти вещи в храм, предварительно связавшись с одной из сотрудниц храма: можно ли привезти вещи? Получив утвердительный ответ, они заказали такси и повезли вещи. Но в храме вещи принимать отказалась Оксана, которую представили как «главную хозяйственную управительницу». Сначала она (по телефону через охранника) удивилась, как это семья связалась с работницей храма, если та «глухонемая». Что уже удивительный факт, ведь в храме не один год проходят службы для людей с нарушениями слуха, проводятся праздничные мероприятия для них. И сотрудники храма должны знать возможности глухих людей и способы их общения. Семья слабослышащих объяснила им, что глухие люди могут общаться посредством СМС. Выйдя к семье, Оксана задала  вопрос: «Есть ли б/у вещи?» Семья неслышащих ответила: «Да». На что Оксана сказала, что такие вещи храм не принимает, развернулась и ушла, и никакие доводы её не интересовали.

Неслышащая семья впала в ступор - что же делать?! Зря вызвали такси, зря оплатили водителю за проезд, зря привезли вещи и зря потратили время. Но ведь была договорённость с сотрудницей храма, которая не первый год работает в этом храме и знает порядки. Тогда они решили всё-таки оставить вещи в том же самом месте, где раньше оставляли – под лестницей, где находится пункт приёма вещей. Потом Ангелина зашла в храм помолиться, но вездесущая Оксана не дала ей этого сделать, что ещё более чем странно, и устроила, извините за выражение, «полоскание мозгов».
 

По словам Оксаны, сотрудница храма, которая разрешила семье привезти вещи – работает уборщицей, поэтому принимать решения она «не имеет права» (но ведь, кроме неё, другие сотрудники храма тоже подтверждали, что можно привозить вещи). Также Оксана усомнилась в чистоте привезённых вещей (хотя ещё не видела их): «Если я найду [грязь и нижнее бельё], … отдам эти вещи вам!». На попытку уладить конфликт и просьбу понять всю эту ситуацию, Оксана только возмутилась в ответ: «Я не хочу понимать, и не кричите в храме!.. Потому что у нас не помойка!».

И все эти «выяснения отношений» происходили прямо внутри храма, среди зажжённых свечей прихожан и святых икон. Слабослышащая москвичка, получив потрясение от всей этой ситуации и эмоциональные переживания, решила покинуть храм, так и не помолившись…


КОММЕНТАРИЙ «ГН»:
Невооружённым глазом видно, что такой конфликт можно и нужно было погасить, особенно работникам храма, поскольку они, по идее, должны показывать пример смирения и доброжелательности к окружающим. Хотя москвичи, которые не раз посещали этот монастырь, наверняка встречали доброжелательное отношение сотрудников и служителей храма. Поэтому удивительно было видеть негативное поведение одной из сотрудниц храма, которое разрушало благоприятную обстановку в монастыре.

На месте неслышащей москвички мог оказаться любой гражданин. Не все люди грамотны и знают суть церковных дел. Но ведь вещи были привезены по РАЗРЕШЕНИЮ сотрудницы храма (и не только её), и, тем более, раньше в этот храм эта семья уже привозила вещи. Ведь сотрудники, которые работают не один год в храме, должны знать все правила и обычаи. Но хамить почему-то решили неслышащей москвичке, которая как раз решила проявить добрый шаг.

В России очень много бедных, нуждающихся семей, особенно в регионах. Церковь вполне может оказать адресную помощь таким людям. Жаль, что в храме этого не понимают, или не хотят этим заниматься.

Отсюда, похоже, можно сделать печальный вывод: в следующий раз, прежде чем относить вещи в какой-нибудь храм, подумайте, стоит ли игра свеч: не проще ли будет выбросить вещи в мусорный контейнер у дома? От этого, видимо, будет больше пользы, и потрёпанные нервы потом лечить не придётся.


КОММЕНТАРИЙ Андрейкина А.А.
Лидер зеленоградской православной общины глухих, руководитель некоммерческого партнёрства «Радогость».

Служители храма и часть его прихожан помимо прямого назначения храма, дополнительно несут большие социальные заботы и оказывают адресную помощь многим нуждающимся! Например, у нас возле храмов лет пятнадцать назад, было такое – приносили, оставляли, причем подчас невозможно было сортировать вещи, а ведь все это еще надо зачастую, обрабатывать, подвергать стирке, стерилизации (мало ли чего, туберкулез, вши, чесотка…), глажению, не все доброхоты-«приносители» заботятся об этом, и зачастую непонятно откуда и чьи вещи принесли, прям беда, и объявление соответствующее повесили, храм все таки не склад секонд-хенда, склад вторсырья, поэтому сейчас все это делается несколько осторожнее, избирательно, да и бедность семей, вовсе не означает, что им можно  предлагать вещи, которые не жалко вынести в мусор. Мы, например, отбираем наилучшее, которое даже подумать выбросить невозможно, но и в то же время уже не нужно.

Согрешили все – и дающие и не берущие. Желаю вам любви, христовой веры  и терпения… Дай Бог, чтоб такая бытовая разборка не затушила огонечек вашей веры, ибо если затушит, то и вера слаба, искушения бывают гораздо серьезнее и трагичнее.

КОММЕНТАРИЙ иеромонаха Виссариона (Кукушкина).
Фото с сайта www.pravo-spn.ruСвященник Екатеринбургской православной общины глухих и слабослышащих. Руководитель Регионального учебно-методического центра по пастырскому, социальному и миссионерскому служению неслышащим людям. Екатеринбургская епархия.

Умудренный жизненным и духовным опытом святой Дорофей заметил, что «кто совершит дело, угодное Богу, того непременно постигнет искушение; ибо всякому доброму делу или предшествует, или последует искушение…». Слово искушение понимается как испытание. Думаю, что именно с этой точки зрения нужно посмотреть на случившееся. Испытывается наше терпение, наша любовь, наше человеколюбие. Насколько мы можем понять и принять позицию другого человека. Можем ли мы услышать своей душой голос души ближнего.

Тихвинский храм Симонова монастыря, его священнослужители, неслышащие прихожане, служащие мне более чем знакомы. Более 10 лет Екатеринбургская община поддерживает теплые братские отношения. И мне хорошо известно как широко организована благотворительная деятельность православной общины глухих, слабослышащих и слепоглухих прихожан Симонова монастыря. На протяжении многих и многих лет прихожане помогают коррекционным интернатам в «глубинке», неизбалованных сердечной заботой. Об этой деятельности можно сказать словами известного глухого поэта Ивана Исаева – «мы дела свои молча делаем - и дела говорят за нас...».

И еще. Сама ситуация поднимает очень серьезную тему – как организовать сбор вещей для нуждающихся и малоимущих. Думаю, что небольшая памятка с портала Православной службы МИЛОСЕРДИЯ поможет в этом.