Премьера музыкальной драмы о влюбленных из Вероны на жестовом языке состоялась в Минске.
Почти все актеры – представители Белорусского общества глухих. Слышащие исполняют только танцевальную партию.
Это уже третий проект театра мюзикла для людей с ограничениями по слуху. Единственного в мире, подчеркивает режиссер Евгений Волобоев.
У исполнителей ролей отсутствуют «корочки» об актерском образовании, но присутствует большее – дар.
- Нигде не занимался раньше, - рассказывает Ромео, а в жизни Борис.- Просто слушаю внимательно музыку, представляю, что мог испытывать мой герой и передаю, как чувствую. «Слушаю» Бори – это не наше привычное восприятие звуков.
- Раскрывайте шире рот, - говорит мне менеджер проекта Артур. - Ромео читает по губам и как-то по-своему улавливает ритм того, что едва различает на слух. Борис быстро вступает в разговор четким и сильным голосом.
И тут человеком с ограничениями чувствую себя я – не привыкла раскрывать широко рот. Куда быстрее включаются в разговор руки.
Наверное, жесты у меня активнее, чем мимика. Хотя здесь говорят, что жесты без мимики ничто.
- У нас, как в жизни, встречаются на одной сцене слабослышащие и здоровые, - рассказывает режиссер. - Самое сложное - переступить первый психологический барьер - недоверие.
Проблема интеграции человека, обделенного слухом, – это моя проблема. Он не может включиться, если я с ним не разговариваю. А я могу овладеть языком жестов. Разумеется, это не английский. Язык жестов однозначный и сухой. Даже литературный. В нем нет синонимов и метафор. «Хватит», «нельзя», «смерть»… Три слова, а жест один – руки накрест. Порой переводчики ломают голову, как же донести тот или иной оттенок значения. Как передать глухому на пальцах шелест травы? Не надо обманываться, что отсутствие слуха – ограничение. Это большое горе. И только огромное желание жить и творить помогает с ним справиться.
- Что надо, чтобы работать с таким составом?
- Быть проводником и человеколюбцем, стараться их раскрыть и дать возможности выразить себя. Чтобы они принимали свои недостатки и умели уверенно идти с ними к целям. Ведь в чувствах слабослышащие не уступают слышащим. Многие мои актеры занимались в творческих студиях общества. С каждым разом работать над проектом нам все легче. Первый мюзикл готовили год, второй – семь месяцев, а третий – четыре месяца.
Несколько лет назад была в «Театре на Таганке». Спектакль «До и после» тогда просто въелся в душу. С тех пор ни одна постановка так и не смогла перебить впечатление от той игры. И я не понимала подругу, которая смотрит два-три раза один и тот же спектакль. До этой премьеры. На «Ромео и Джульетту» театра мюзикла для глухих хочется вернуться. Да, вечную историю Шекспира воссоздают люди, которые плохо слышат и говорят, но как глубоко они чувствуют и передают свои чувства! Так, что, кажется, слышат и говорят они больше, чем иной слышащий.
Этот мюзикл использует все средства выражения чувств: музыку и речь в записи, пластику, жесты и мимику, цвет и свет. Очень точные и изящные метафоры любви, чистоты, смерти. Представление пропитано одухотворенной красотой. Просматривая видеозапись, я выключила звук. Онемевшее изображение не утратило самого главного: полноты самоотдачи. В мюзикле играет не диплом, а сердце. Его «речь» понимает и глухой без жеста, и слышащий без звука. Не зря на динамичные и по-настоящему искренние спектакли Волобоева профессионалы ходят, чтобы учиться играть.
- Акцент в мюзикле не на вражде двух семей, а на любви, - комментирует сюжет менеджер проекта Алина Лис. - Главное - зарождение, развитие и трагедия отношений Ромео и Джульетты. Любовь здесь побеждает ненависть и смерть.