Иркутский ДК глухих. Война не закончена!Иркутская общественность считает, что за Дом культуры имени Горького, который принадлежит обществу глухих, еще придется воевать.

Разговоры о судьбе Дома культуры имени Горького, построенного в Свердловском районе Иркутска больше 40 лет назад для слабослышащих людей, не смолкают уже третий год. Все началось с того, что весной 2008 года рядом с этим зданием появился строительный забор. Выяснилось, что собственники земли собираются построить на этом месте несколько высотных жилых домов. Тогда начать им стройку не дали инвалиды — собрались и сломали заграждения. Казалось, после этого наступило затишье — никаких признаков стройки здесь не возникало больше двух лет. Но нынешним летом ситуация опять обострилась — рядом с ДК снова начали возводить забор. На этот раз к решению ситуации подключились и местные жители, и городские власти. И хотя сейчас никаких строительных работ не ведется, защитники Дома культуры считают, что война с застройщиками еще далеко не закончилась.

Иркутянка Тамара Валентиновна Апсолямова — инвалид с детства. Она потеряла слух, когда ей было всего три года. Вряд ли здоровый человек сможет понять, как это — жить в полной тишине, когда не понимаешь, что происходит вокруг и люди не понимают тебя. Практически полная изоляция от общества, нет друзей, нет перспектив сделать карьеру, создать семью. Строительство Дома культуры на улице Клары Цеткин, где могли собираться для общения такие же инвалиды, стало для Тамары Валентиновны запоминающимся событием: «Мне казалось, что это дворец. Красиво, блестящий паркет. Он стал нашим очагом. Здесь меня научили общаться с помощью жестов, здесь я нашла друзей, здесь я познакомилась с мужчиной, который стал моим мужем».

Все эти впечатления и эмоции Тамара Валентиновна может передать лишь с помощью рук, а доносит их до слышащего собеседника сурдопереводчик. Когда мы встречались с этой женщиной, в роли такого переводчика выступила Галина Иванова, которая много лет была директором ДК имени Горького. Ее карьера неожиданно закончилась два с половиной года назад, когда произошел первый бунт против застройки.

— Никто из работников Дома культуры не знал о начале строительства жилых домов. Неожиданно пришли какие-то люди и начали ставить забор. Я спросила у них, что здесь планируется делать. Мне ответили, что будут строить дома. В мой кабинет постоянно приходили слабослышащие люди, которые были возмущены этой стройкой. Потом 19 апреля состоялось собрание, после которого люди объединились и снесли забор, а через два месяца меня уведомили о сокращении, аргументировав это тем, что Дом культуры может существовать и без директора. Я думаю, что эти два события связаны между собой, потому что в итоге ДК потерял свое первоначальное предназначение — никто не руководит работой по организации досуга для инвалидов. До них никому нет дела. Все помещения заняты арендаторами.

В таком состоянии клуб просуществовал до нынешнего лета. Но в начале августа на сотовый телефон Галины Ивановой стали приходить СМС-сообщения от инвалидов о том, что возле Дома культуры снова начали городить строительный забор. «Я ехала мимо клуба и увидела, что там опять появился забор, а рядом со зданием стоит экскаватор. Я сразу отправила СМС всем своим знакомым, и уже к вечеру возле Дома культуры собралось очень много народа».

Общественность, которая все это время внимательно следила за судьбой клуба, тоже не осталась в стороне. Любовь Константиновна Аликина живет в доме, расположенном через две улицы от ДК имени Горького. Равнодушно наблюдать за судьбой клуба женщина не может: «Я этот клуб знаю с детства, училась в школе, которая находится совсем рядом. Меня возмущает, что шикарную березовую рощу, которая находится за клубом, из-за застройки могут вырубить. Мы уже давно создали инициативную группу из местных жителей, которая пытается помочь отстоять и рощу, и Дом культуры».

Именно эти люди вместе с инвалидами и встали на защиту клуба. «Мы решили, что будем оставаться здесь столько, сколько потребуется. Нас поддерживали многие иркутяне. Когда мы решили, что будем здесь ночевать, нам приносили бутерброды, чай и кофе в термосах, а наш депутат Алексей Колмаков выделил автобус, чтобы мы могли в нем находиться», — рассказывают свидетели августовских событий.

Ночь прошла относительно спокойно, а вот ранним утром к клубу подъехала строительная техника. Люди рассказывают, что строители были настроены очень решительно: «Люди не давали ставить забор, тогда охранники хватали их под мышки и оттаскивали в сторону. Но все же они отступили, когда мы встали под ковш бульдозера. Больше всего в тот момент я боялась за Тамару Апсолямову. Она тоже преграждала собой путь технике, но не слышала грохота приближающегося экскаватора. Мы ей кричали, но бесполезно».

К счастью, все обошлось — машина зацепилась ковшом за ветки деревьев и остановилась, а в это время на место событий уже прибыли мэр Иркутска Виктор Кондрашов, депутат городской думы Алексей Колмаков и сотрудники милиции. «Мы сразу пошли к мэру, стали ему говорить: «Помогите нам отстоять наш Дом культуры». Мы не слышали, что он нам отвечает, но после того как он поговорил со строителями, те прекратили все работы и уехали», — рассказывает Тамара Валентиновна.

Инвалиды очень надеются, что городские власти помогут им защитить единственное место, где они могут общаться. Однако говорят, что еще предстоит серьезная борьба: «Сейчас пока снова все тихо и спокойно, но борьба еще обязательно будет. Застройщики просто так не отступятся от своего. Мы попросили мэра, чтобы нам помогли сделать в клубе ремонт. Хотим, чтобы мы опять могли там собираться, могли устраивать концерты. Кстати, наш клуб открыт и для инвалидов с другими заболеваниями. Им ведь тоже некуда пойти».

Мэру будет нелегко
Дождаться похвалы от этого человека пока не удавалось ни одному иркутскому чиновнику. Председатель правления Иркутского регионального отделения «Народного контроля» Евгений Еремеев, наоборот, известен постоянной непримиримой борьбой с разными представителями власти. Но тем не менее даже он вдохновлен действиями нынешнего мэра Виктора Кондрашова.

— Ситуация, которая возникла в августе по ДК имени Горького, показала, что городом наконец-то стал управлять человек, способный действовать не в интересах финансовых групп, а защищать права простых иркутян. На моей памяти такое случается впервые. Об этом мы могли только мечтать. Безусловно, сейчас ему будет очень нелегко. Думаю, на него уже оказывается сильное давление. Главное, чтобы он выдержал его и не сломался. А нам, горожанам, надо подумать, чем мы сможем помочь нашему мэру в борьбе с беспределом.

Это была лишь первая битва
Депутат городской думы Алексей Колмаков считает, что до конца войны с застройщиками еще очень далеко: — Это не конец войны. Это первая битва. По генеральному плану территория, на которой расположен Дом культуры, предназначена под общественно-деловую застройку. Ни о какой жилой застройке в этом документе не упоминается. Сейчас этот вопрос рассматривают юристы. Если потребуется, буду обращаться за помощью в общественную палату города. Ситуация крайне напряженная. Наша задача — сделать все, чтобы помочь людям защитить свои права.

Инвалидов обманули

Прокомментировать скандальную ситуацию, которая разгорелась вокруг ДК имени Горького, мы попросили председателя Иркутского отделения Всероссийского общества глухих Леонида Магальникова. По его мнению, раздувать скандал выгодно нескольким людям, которые используют инвалидов как ресурс для принятия выгодных для себя решений:

— Людей просто вводят в заблуждение. Определенные личности распускают слухи, что Дом культуры будет продан. На самом деле все строительные работы ведутся на законных основаниях. Земля принадлежит Всероссийскому обществу глухих, которое заключило договоры на застройку. Получены все необходимые согласования. Речь о продаже или сносе клуба не идет. Более того, застройщики были готовы выделить нашему обществу помещения в новостройке площадью около тысячи квадратных метров. Там мы могли бы разместить наших арендаторов, а на деньги от уплаты аренды привести в порядок существующий Дом культуры. Но вместо этого люди, заинтересованные в расколе в нашей организации, распускают слухи, которые не соответствуют действительности, раздувают скандал и поливают меня грязью. Это очень неприятно.