25 июня 2012 года в Московском доме общественных организаций состоялась конференция «Концепция поддержки театров глухих актёров: реализация положений Конвенции ООН о правах инвалидов». Конференция проводилась региональной общественной организацией инвалидов «Творческое партнёрство» (г. Москва) при поддержке Института проблем гражданского общества и Общественной палаты Российской Федерации.

К сожалению, круглый стол прошёл без важных чиновников, от которых зависело бы какое-либо решение. Выступили, так сказать, только свои для своих, но доклады выступающих были интересными.

Максим Ларионов, начальник Отдела социальных программ и проектов Управления социальной политики и реабилитации ВОГ выступил с темой «Права инвалидов по слуху на образование и участие в культурной жизни общества. Конвенция ООН о правах инвалидов». М. Ларионов считает, что государство в настоящий момент не поддерживает театры глухих, хотя роль театров очень важна для инвалидов по слуху.
 

Директор театра «СинематографЪ» Ирина Кучеренко сравнила положения театров глухих в России и за рубежом и рассказала, что «язык жестов является универсальным языком пластики, дополнительным выразительным средством, которое могут использовать актёры». А интегрированный театр окажется отражением вызова современного цивилизованного общества. И. Кучеренко рассказала, что выпускники ГСИИ остаются без работы: из 40 человек только 5 выпускникам удалось устроиться на работу в московский театр мимики и жеста со средней зарплатой в 15 тысяч рублей без общежития. В театре «Недослов» – 12 человек, и выплачиваются гонорары только за спектакли. В «Синематографе» – 5 человек, зарплата за репетиции спектаклей, и выплачиваются гонорары за спектакли. В театре «Индиго» зарплата есть лишь у части актёров – 5 тысяч рублей в месяц. По мнению Ирины Кучеренко, если отнять театры глухих, то неслышащим зрителям некуда будет идти, тем более что спектакли с сурдопереводом им не интересны и плохо воспринимаются.
 
Максим Ларионов и Ирина Кучеренко.

О том, как влияет театр на процесс обучения и развития детей с нарушением слуха и какова система подготовки юных актёров театра глухих, рассказал Владимир Чикишев, директор школы-интерната для глухих детей, художественный руководитель театра «Пиано» (г. Нижний Новгород). В. Чикишев возмутился, что ему и коллективу школы приходится каждый раз доказывать перед чиновниками необходимость существования такого театра. 

Об особом театре «Индиго» в Томске рассказал его руководитель Александр Постников. Руководитель театра «Жест» (г. Новосибирск) Алексей Талашкин рассказал о трудностях, которые испытывает его театр (впрочем, как и все малые театры глухих): нет финансирования, помещения и необходимой поддержки со стороны государства.
 

Декан театрального факультета Государственного специализированного института искусств, доцент кафедры Актерское искусство Игорь Востров считает, что руководство общества глухих недостаточно внимания уделяет театрам глухих, и необходимо всем коллективам театров почаще собираться с руководствами ВОГ и государственных структур, чтобы совместно решать наболевшие проблемы.

Елена Орлова, художественный руководитель творческого коллектива детей и молодёжи с нарушением слуха «Ангелы надежды» поделилась печальным опытом интеграции: «Сначала у нас был интегрированный творческий коллектив, но в процессе работы возникло много трудностей: глухие переживали, почему слышащие стоят спереди, почему они делают то, а глухие – другое и так далее. Поэтому от слышащих участников решено было отказаться, и в коллективе остались только глухие и слабослышащие ребята. Нам постоянную помощь (особенно по костюмам) оказывает Сергей Миронов, за что мы ему бесконечно благодарны! А после встречи с певицей Дианой Гурцкая, мы стали выступать со звёздами. Осенью в Кремле будет юбилейный концерт «Ангелов надежды», и я была бы рада совместным выступлениям с другими театрами глухих». «Необходимо чаще организовывать круглые столы, где бы присутствовали важные государственные чиновники, а о предстоящем мероприятии сообщать чиновникам не меньше, чем за один месяц», – подытожила Алёна Орлова.
 

Директор Театра мимики и жеста, Николай Чаушьян, выступил кратко, но достаточно интересно: «Режиссёры есть, актёры есть, желание есть, а денег нет. Это общая проблема всех театров, но нам не надо объединяться, потому что каждый театр имеет своё направление. Чем больше театров, тем лучше. Обидно, что выпускники ГСИИ не могут уехать в свой город, так как там нет возможности реализовать свои способности; в обычный театр глухих не берут. Необходимо, чтобы студенты всё-таки имели возможность найти работу в своём городе, чтобы не уходили на работу в «Ашан» в Москве».

«В настоящее время Театр мимики и жеста ставит не только детские, но и взрослые спектакли. Главная проблема в том, что многие неслышащие люди неграмотны, и они не понимают смысл всего сюжета, поэтому приходится ставить спектакли на таком жестовом языке, чтобы поняли все; а для детей мы стараемся устраивать мастер-классы, когда дети отвечают на наши вопросы и пересказывают сюжет спектакля – это полезно», – рассказал Н.  Чаушьян.


В конце круглого стола участники пришли к общему мнению, что театр не должен жить на грантах, а должен иметь постоянное финансирование. Необходимо составить проект программы поддержки театров глухих актёров и обратиться в государственные органы за поддержкой. А в следующем году в Театре мимики и жеста планируют организовать международную конференцию по проблемам театров глухих актёров, и участники обсудят, как решить все эти сложности в нашей необъятной стране.